«Двуликие» шедевры

Возрождать красоту произведений искусства – эта благородная цель музейной реставрации делает увлекательной самую прозаическую работу, вроде удаления «мушиных» следов и отпаривания старых наклеек. Еще интереснее справляться с задачами, которые сопряжены с риском, но сулят открытия. Они требуют от мастеров максимальной концентрации, знаний и владения навыками. Эти качества реставраторам ГМИИ в 2009 пришлось продемонстрировать неоднократно.

При подготовке выставки «От Дюрера до Клее» Галины Семеновны Кислых был осуществлен большой объем работы с немецкими рисунками. Некоторые произведения не требовали значительного реставрационного вмешательства, нуждаясь только в устранении разрывов, восполнении небольших утрат и потертостей красочного слоя. Однако таким листам, как «Аллегория справедливости» и «Барс», сильно покоробленным, пришлось уделить много времени и внимания. В процессе экспонирования при усиленном верхнем освещении их дефекты могли помешать зрительскому восприятию. Перед реставраторами встала проблема устранения деформации методами, не нарушающими фактуру старой тряпичной бумаги.

«Аллегория справедливости» (Ил. 1) нюрнбергского живописца и офортиста Лоренца Штрауха (1554–1630) является копией с гравюры Гольциуса из серии «Объединенные добродетели». Рисунок двусторонний. Подобные листы, у которых «два лица» и ни одного оборота, особенно сложны в работе. На оборотной стороне листа, по периметру, были наклеены полоски черной бумаги. Вместе с грубым, потерявшим эластичность клеем, они вызвали сильную деформацию и появление многочисленных складок, сломов, которые повлекли за собой потертости красочного слоя. Однако устранить наклейки было непросто, поскольку рисунок выполнен железо-галловыми чернилами. При намокании они способны растекаться, проникать на оборот, повредив имеющийся там второй рисунок (Ил. 2). Их пришлось удалять, слегка увлажняя, используя компрессы из густого клеевого состава, позволившего размягчить старый клей. Затем складки были осторожно расправлены и подклеены японской бумагой.

Особой задачей для реставратора стало помещение произведения в двустороннее паспарту, позволяющее сохранять и вместе с тем оставлять доступными для исследователей и зрителей обе стороны листа. Для чего пришлось прибегнуть к методу растяжки листа с помощью японской бумаги. Он используется в зарубежной реставрации и в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Однако известность данного приема не делает легким его применение, которое требует высокого мастерства.

Рисунок был помещен в камеру отдаленного увлажнения, где он находился в течение двух часов при относительной влажности воздуха 80%. Дозированное действие паров позволило расправить бумагу без ущерба для произведения. К краям листа были подведены, также увлажненные, полоски из японской бумаги. На образовавшиеся поля был нанесен клей и наложены заранее заготовленные части паспарту из музейного картона. Такая монтировка позволила расправить рисунок и защитить его от возможных повреждений. Аналогичная технология была также успешно применена при реставрации рисунка австрийского художника Ганса Боксбергера Старшего (ок.1510–1561) «Барс» (Ил. 3).

Большой интерес для выставки немецкого рисунка представляло произведение Ганса Шпрингклее (1480–1548), ученика Альбрехта Дюрера. Принадлежащий ему лист «Святая Екатерина» (Ил.4), является подготовительным эскизом к гравюре, которая стала основой для создания серии «Святые мученицы». Многочисленные повреждения (темные пятна, разрывы, царапины, потертости красочного слоя, а также значительные утраты) требовали реставрационного вмешательства. Оно должно было осуществляться чрезвычайно аккуратно, поскольку материалом служили железо-галловые чернила и белила. На реставрационном Совете было решено сохранить старую дублировку, а все операции осуществлять механически. Медленно, только посредством скальпеля и кисти, были ослаблены пятна, тонированы царапины, а затем утраты восполнились бумагой, близкой к фактуре оригинала. Эту непростую, требующую большой осторожности и такта работу успешно выполнила реставратор Мария Цимбал.

План реставрационной мастерской, как правило, формируется согласно выставочной деятельности музея, однако бывают исключения. К ним относится работа над рисунком болонского мастера Оттавио Маскерино (1524–1606) «Эскиз декорации люнеты». Произведение поступило в ГМИИ в 1924 году из собрания князя П.Д. Долгорукова. Попытки раскрыть неизвестную композицию, скрывавшуюся на обороте листа за двойным слоем плотной бумаги предпринимались давно. Опасность процедуры и отсутствие уверенности в ценности возможной находки до сих пор останавливали реставраторов и хранителей. Однако исследовательский интерес хранителя, Марины Ивановны Майской, и мастерство реставратора помогли преодолеть сомнения и риск оказался оправданным.

Вместо вертикальных штрихов непонятного наброска, видневшихся в просветах дублировочной бумаги, глазам исследователей открылась композиция с архитектурным портиком и рядом персонажей, одновременная основному рисунку. Чтобы ее открыть, вначале были сделаны пробы на устойчивость чернил и обратимость дублировочного клея. Затем, при помощи специального «компресса» из метилцеллюлозы был размягчен старый клей. Далее скальпелем, скрупулезно, фрагмент за фрагментом, была поднята увлажненная дублировочная бумага. Это было тем более сложно, что основа самого рисунка оказалась менее прочна, чем позднейшие накладки. В завершение были восполнены утраты, подклеены разрывы и сломы, а произведение, как и положено двустороннему рисунку, было помещено в двустороннее паспарту.

Так, благодаря интуиции хранителя и вмешательству реставратора в собрание музея был добавлен еще один рисунок итальянского мастера.