Шпалера «Триумф Надежды»[1] из серии «Триумф семи добродетелей» была изготовлена в одной из мастерских Брюсселя в период расцвета искусства шпалерного ткачества.
Серия шпалер «Триумф семи добродетелей», представляющая триумфы теологических и кардинальных добродетелей — надежды, веры, любви, благоразумия, умеренности, справедливости и мужества, была исполнена в Брюсселе в середине 1520-х годов и повторялась до 1530–1535 годов[2].
На протяжении почти пяти веков шпалера неоднократно переделывалась и поновлялась в соответствии со вкусами и пожеланиями владельцев[3]. В результате таких вмешательств на шпалере появились многочисленные зашивки, штопки и поновления, которые сильно исказили ее первоначальный вид. В период с апреля по ноябрь 2018 года реставраторами ГМИИ им. А.С. Пушкина и ООО «Феномен» были проведены работы по реставрации этого уникального памятника[4] (ил. 1, 2).
На первом этапе были отобраны образцы нитей разных цветов и проведены комплексные исследования натуральных красителей[5]. Совместно со специалистами Новосибирского института органической химии имени Н.Н. Ворожцова были изучены спектральные и хроматографические характеристики отдельных компонентов красильного сырья, использовавшегося при крашении нитей шпалер[6]. Проведенные исследования подтвердили наличие в нитях природных красителей евразийского происхождения. Для получения красного цвета в этот период использовалась в основном марена. Анализ нитей зеленого цвета показал наличие в них природных красителей лютеолина, апигенина и индиго, то есть красителей резеды и вайды. Характерная фактура поверхности шпалеры свидетельствует о том, что она неоднократно подвергалась водной очистке.
При поступлении шпалеры в реставрацию была проведена панорамная фотосъемка в высоком разрешении[7] (ил. 3). После демонтажа подкладки были обнаружены следы предыдущих реставраций — заплаты и фрагменты нескольких дублировочных тканей, на которые укреплялись наиболее поврежденные участки шпалеры. Подтвердилось предположение о разновременных реставрациях и поновлениях «Триумфа Надежды».
Детальное изучение состояния сохранности шпалеры, а также сохранившиеся архивные материалы дают основания полагать, что шпалера поновлялась и реставрировалась не менее трех раз. Большое количество заплат, выкроенных из старых фламандских и французских шпалер, были, вероятнее всего, вшиты во второй половине XIX века (ил. 4). Основными методами работы мастеров, занимавшихся реставрацией шпалер в этот период, были штуковка и художественная штопка поврежденных участков. Для восстановления сквозных утрат использовались заплаты, выкроенные из других шпалер. Такой метод починки практиковался во многих западноевропейских мастерских.
В феврале 1928 года шпалера «Триумф Надежды» была передана на реставрацию в ЦГРМ[8]. Согласно «Предварительной смете на производство реставрации / укрепления и чистки / нидерландского ковра XVI века с изображением “Аллегории Надежды”, препровожденного в ЦГРМ для реставрации» [9], полотно шпалеры предполагалось промыть с использованием этилового спирта, а также укрепить на холст с помощью шерстяных и шелковых нитей[10]. Методика очистки тканей «винным спиртом и бензином» была рекомендована «Инструкцией по музейному хранению памятников древнего шитья, низания и тканей», составленной В.П. Сидамон-Эристовой [11] для музейного отдела Наркомпроса в 1923 году[12]. Во время последней реставрации с изнаночной стороны шпалеры были удалены фрагменты холста с сохранившимися оттисками печати: «ФАБРИКИ Т-ва ВИКУЛА МОРОЗОВА ВЪ М НИКОЛЬСКОМЪ ВЛАД. Г.»[13]. Вероятно, именно этот холст был использован реставраторами ЦГРМ в 1928–1930 годах в качестве дублировочной ткани, на которую укреплялись поврежденные участки шпалеры[14] (ил. 5).
В 1972 году в процессе подготовки выставки «Западноевропейские шпалеры XVI–XX веков из собрания ГМИИ и Государственных музеев Московского Кремля. К 60-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина»[15] художником-реставратором Т.Н. Вентцель было проведено фрагментарное укрепление отдельных участков шпалеры и необходимые профилактические работы[16].
При подготовке шпалеры к водной очистке крупные фрагменты дублировочной ткани были временно сохранены. После обеспыливания с лицевой и изнаночной сторон была проведена водная очистка шпалеры. На специальном столе реставраторы бережно промыли полотно шпалеры, используя деионизированную воду и индивидуально подобранный моющий состав. На завершающем этапе водной очистки нити шпалеры были обработаны 5% водным раствором ПЭГ-400 из расчета 50 г на 1 м2. Просушка осуществлялась на горизонтальной плоскости с использованием х/б ткани и фильтровальной бумаги, при этом шпалера была зафиксирована по периметру, чтобы избежать усадки и деформации. После проведенной очистки нити шпалеры стали мягче и эластичнее, приобрели естественный блеск. Оставленные на первом этапе реставрации фрагменты старой дублировочной ткани были демонтированы.
Для укрепления структурной целостности и восстановления поврежденных участков полотно шпалеры было сдублировано на плотную х/б ткань. Все работы проводились на специально изготовленном станке с тремя горизонтальными валами, обеспечивающим равномерное натяжение дублировочной ткани и полотна шпалеры. При детальном изучении состояния сохранности были выявлены характерные повреждения: разрывы сшивных нитей, многочисленные штопки и поновления, потертости и утраты нитей утка. По мере удаления грубых штопок и зашивок выяснилось, что под многими из них находятся утраты нитей основы и утка, что привело к возникновению сквозных отверстий. Во время многочисленных, разновременных чинок и поновлений в места сквозных утрат вшивались заплаты, выкроенные из других шпалер, а также фрагменты тканей, имеющих репсовую структуру. Все это было удалено в процессе реставрации, так как влияло не только на сохранность памятника, но и на его художественную и смысловую целостность.
В процессе работы над шпалерой реставраторы использовали нитки, пряжу и ткань, окрашенные в реставрационной мастерской[17], а также приобретенные в специализированных магазинах[18]. Основные подходы и методы работы реставраторов основывались на ранее отработанных методиках реставрации других памятников шпалерного искусства[19].
Потертости поверхности шпалеры укреплялись иглой точечно, в шахматном порядке, нитями, соответствующими по материалу и цвету поврежденному участку. Особое внимание уделялось шелковым нитям, наиболее сильно поврежденным в процессе бытования шпалеры. Шелковые уточные нити укреплялись не только непосредственно на вытертых участках шпалеры, но и вокруг, с помощью наложения дополнительных стежков вокруг повреждения. В места разрывов и утрат основы вводились новые нити меньшего диаметра с последующим укреплением на дублировочной ткани. На крупных лакунах концы новой основы оставлялись с лицевой стороны незакрепленными до окончания работы с утком. Это позволяло регулировать их натяжение и предотвращало стягивание фрагмента.
Утраты нитей утка были восполнены иглой методом художественной штриховки, которая в целом повторяет переплетение шпалеры, но отличается меньшей плотностью, выполняя тем самым две функции — укрепление и деликатное восстановление визуальной целостности поврежденного фрагмента. Все грубые следы раннего вмешательства — зашивки, стяжки, штопки и заплаты удалялись.
Встречались фрагменты, которые нуждались не только в укреплении, но и в восстановлении находившихся на них ранее изображений. Для этого делались прорисовки, изучались места утрат: иногда при удалении старых вмешательств под ними обнаруживались остатки основы, утка и даже небольшие фрагменты (как, например, на участке с изображением пророка Даниила), которые помогали полностью или частично воссоздать линию рисунка, цвет. Также при восстановлении утрат нитей основы и утка реставраторы старались подражать стилистике и манере, в которых выполнены другие детали композиции. Так, в частности, орнамент на платье Сусанны был восстановлен по принципу раппорта, а часть картуша на бордюре — по принципу симметрии. Для восстановления утраченных букв на сумочке Мардохея был изготовлен рабочий эскиз с шрифтом, максимально похожим на шрифт надписей с других участков шпалеры. В случае с изображением птичек в розетках на нижнем бордюре рисунок был восстановлен по аналогии, но поскольку по цветовому заполнению все птички на шпалере были разные и не повторялись, утраченные были выполнены в нейтральном серо-коричневом цвете. Для восстановления полностью утраченного верхнего правого угла был опробован способ изготовления реконструкции в технике художественной штриховки с последующим монтажом ее в край утраты. Для этого были просчитаны нити основы и прорисована линейно-цветовая схема. На рамку натягивалось нужное количество основ и в соответствии со схемой методом художественной штриховки был выткан утраченный фрагмент шпалеры. Далее нити основы последовательно вводились в край утраты и укреплялись на дублировке. Такой способ позволил деликатно реконструировать полностью утраченный фрагмент. Благодаря использованию этой техники восстановленные фрагменты по рисунку и цвету гармонично сочетаются с оригинальными участками шпалеры.
По окончании основных работ шпалера была снята со станка и разложена на горизонтальной поверхности. После устранения деформации, возникшей на отдельных участках шпалеры, реставраторами была пришита новая подкладка с контактной лентой Velcro вдоль верхнего и нижнего краев.
Таким образом памятник был сохранен и подготовлен для дальнейшего хранения и экспонирования.
[1] Инв. п/п. 2 II 2d. Перенесено из инв. книги II 2 «б» № 315. Инвентарная книга шпалер и тканей. Т. 1. С. 2. 420×530 см.
[2] Souchal, S. “The Triumph of the Seven Virtues”: Reconstruction of a Brussels Series (ca. 1520–1535) // Acts of the Tapestry Symposium. November 1976. San Francisco: The Fine Arts Museums of San Francisco, 1979. P. 103–154; Delmarcel, G. “The Triumph of the Seven Virtues” and Related Brussels Tapestries of the Early Renaissance // Acts of the Tapestry Symposium. November 1976. San Francisco: The Fine Arts Museums of San Francisco. P. 155–170.
[3] Шпалера «Триумф Надежды» происходит из коллекции Л.К. Зубалова (1853–1914), переданной его потомками в начале 1917 года в Императорский Московский и Румянцевский музеи, а в 1924-м поступившей в Музей изящных искусств. Большая часть приобретений делалась Львом Константиновичем во время поездок за границу, а также в антикварных магазинах Москвы и на выставках, где покупались произведения как западноевропейских, так и русских мастеров. См.: Игнатович Т.Н., Луканова А.Г. Зубаловы // Эра Румянцевского музея. М.: Красная площадь, 2010. Т. I: Картинная галерея. С. 295.
[4] В реставрационных работах принимали участие художники-реставраторы С.Г. Войцехович, Н.С. Газизова, А.В. Маркитанова, О.С. Попова, С.В. Скрипник, К.С. Чайковская.
[5] Шпалера изготовлена с использованием шелковых (S-крутка; плотность 15–16 нитей на см) и шерстяных (S-крутка; плотность 13 нитей на см) нитей утка по шерстяным нитям основы (S-крутка; плотность 7–8 нитей на см). На изображениях птицы феникс и львов обнаружены золотные нити.
[6] Хроматографический анализ проводился на жидкостном хроматографе со спектрофотометрическим и масс-селективным детекторами («Agilent 1100 Series LC/MSD»). Разделение проводилось на колонке с обращенной фазой «Zorbax RX-C18», 4,6×150 мм (наполнитель с диаметром частиц 5 ìм и размером пор 80 Ǻ). О методике проведения исследований см.: Полосьмак Н.В. [и др.]. Текстиль из «замерзших» могил Горного Алтая IV–III вв. до н. э. (Опыт междисциплинарного исследования). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. Авторы статьи выражают признательность Е.В. Карповой, кандидату химических наук, старшему научному сотруднику НИОХ СО РАН, за помощь в определении природных красителей.
[7] Фотограф А.Ф. Кудрявицкий.
[8] Акт № 41 от 25.02.1928 г. // ОПИ ГИМ. Ф. 417. Оп. 1. Ед. хр. 49. Л. 3.
[9] ОР ГМИИ. Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 765. Л. 29.
[10] В предварительной смете, подготовленной Т. Александровой-Дольник, указано, что для чистки «ковра» необходимо: «Спирту этилового… на 25 кв. метров / на основании нормы потребления, утвержденн. 25/VII-23 г. на совещании представителей Отдела по делам музеев и Райспирта / по 3/4 бутылки на 1 кв. метр — 18 бут.» (Там же).
[11] Варвара Петровна Сидамон-Эристова (урожд. Шабельская) (186(?)–1943), старшая сестра Н.П. Шабельской (1868–1940(?)), сотрудница мастерской древнерусского шитья и низания ЦГРМ в 1923–1924 годах. С 1925-го — проживала во Франции.
[12] Разосланная в 1928 году «Инструкция Губмузеям» (датирована 03.08.1923 и подписана Н.И. Троцкой) имела раздел «Изделия из тканей и шитье», где указывалось, что их ремонт мог самостоятельно осуществляться музеями только в отношении предметов не старше середины XIX века, все иные работы должны были обязательно утверждаться специалистами Музейного отдела (ОР ГМИИ. Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 765. Л. 10–14).
[13] Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями в местечке Никольское Покровского уезда Владимирской губернии было учреждено в 1882 году. В 1918-м оно объединилось с Товариществом Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» (1873).
[14] Из ЦГРМ шпалера была возвращена в музей 1 февраля 1930 года (ОПИ ГИМ. Ф. 417. Оп. 1. Ед. хр. 50. Л. 5).
[15] Выставка проходила с 31 мая по 27 июля 1972 года (ответственная — Г.А. Есипова).
[16] Протокол заседания совета по реставрации памятников искусства ГМИИ от 06.01.1972.
[17] См.: Реставрация тканей. Крашение текстильных материалов. Методические рекомендации. ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря / Сост. Е.В. Семечкина. М., 1990. С. 64.
[18] Для всех укреплений и восполнений шелкового утка были выбраны х/б нити фирмы «Гамма» двойной мерсеризации. Данные нити прочные, предоставляют достаточно широкий цветовой спектр, а также имеют легкий блеск и при смешивании дают возможность добиться необходимого цвета без дополнительного окрашивания. Также для работы с шерстяным утком шпалеры было использовано шерстяное мулине фирмы «Риолис». Но основная часть нитей для сложных, глубоких оттенков была окрашена вофалановыми красителями с последующим закреплением в уксусе и многократной промывкой: для этого использовались белые нити фирмы «Семёновская пряжа». Для укрепления и восполнения основы была использована х/б крученая пряжа серого цвета.
[19] Бородин И.В. Исследование и реставрация западноевропейских шпалер (Из опыта работы мастерской реставрации тканей ГМИИ им. А.С. Пушкина) // Грабарёвские чтения. VII Международная научная конференция. 22–24 октября 2008. М.: СканРус, 2010. С. 314–322.