История

За время своего существования хрупкие памятники витражного искусства подвергаются воздействию различных факторов, которые влияют на их сохранность. Расписные стекла из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина принадлежали разным владельцам и экспонировались в разных местах. При этом по-настоящему заботиться о сохранности этих произведений начали лишь в начале XIX века. Большинство памятников дошло до нашего времени в руинированном состоянии: с сильно поврежденным свинцовым переплетом, болезнями стекла, утратами стекол и росписей из-за абразивного очищения витражей в прошлом. Состояние сохранности, условия хранения малоформатных стекол и методы их предыдущей реставрации оказали значительное влияние на современные подходы к реставрации и консервации этого вида памятников.

Первые попытки реставрации произведений средневекового монументального витражного искусства относятся к началу XIX века и связаны с реставрацией и изучением средневековой архитектуры. Витражи и расписные стекла малого формата, созданные в эпоху Возрождения, впервые стали реставрироваться также в XIX столетии с целью дальнейшей продажи их частным владельцам и коллекционерам. В то время основная задача реставрации состояла в восстановлении целостности витражного стекла. Изучив на музейных предметах следы прежнего реставрационного вмешательства, сегодня можно выделить два существовавших в XIX веке подхода к реставрации. Первый заключался в том, что мастер заменял корродированный свинцовый переплет и пытался восполнить утраты стекла как можно более осмысленно, подбирая фрагменты, близкие основной композиции по тематике, цветовой гамме, изобразительному мотиву, толщине стекла, стараясь правдиво дополнить утраченный герб с помощью доступных справочных материалов. При этом свои поздние записи по стеклу мастер зачастую осуществлял холодной росписью.

Второй метод реставрации, практиковавшийся в XIX веке, условно можно назвать «коммерческим». В этом случае ради восстановления целостности предмета в свинцовый переплет помещали любые стекла без особого разбора, что создавало хаотичный, ярко выраженный мозаичный рисунок произведения. В собрании ГМИИ хранятся витражи, представляющие оба подхода к реставрации.

Систематическая реставрация памятников витражного искусства началась после Второй мировой войны. На протяжении второй половины XX века внимание реставраторов было приковано к средневековым памятникам витражного искусства, и лишь в 1970-х годах наблюдается постепенное включение в реставрационные исследования малоформатных витражей эпохи Возрождения и маньеризма, которые нуждаются в несколько иных подходе и методике реставрации. До конца последняя еще не сформирована, что подчеркивает актуальность предреставрационных исследований витражей из собрания ГМИИ.

Реставрация в ГМИИ им. А.С. Пушкина

В силу того, что искусство витража не получило широкого распространения в России, коллекции памятников витражного искусства в российских музеях — большая редкость. Мастерская по реставрации расписных стекол с хорошей исследовательской базой и научным подходом к реставрационным работам до настоящего времени в России была только в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Для реставрации ценной коллекции малоформатных витражей в ГМИИ им. А.С. Пушкина была организована мастерская с необходимым оборудованием и материалами. Первоочередной задачей стало составление программы реставрации с учетом опыта коллег из мастерских Эрмитажа (Санкт-Петербург), Кёльнского собора (Германия), Vitrocentre (Ромон, Швейцария) и Музея Метрополитен (Нью-Йорк, США).

Реставрационная методика предполагает два основных способа работы с памятниками, подобными тем, что представлены в коллекции ГМИИ. Первый включает удаление старых реставрационных свинцовых чинок и склейку фрагментов разбитых стекол, восполнение утрат стекла и живописи. Получившуюся целую стеклянную пластину обрамляют новым свинцовым переплетом. Таким образом восстанавливается первоначальный вид памятника и его целостность, удаляются мешающие восприятию изображения элементы. Второй метод заключается в сохранении старых переплетов, даже если фрагменты свинцовой чинки пересекают изображения лиц, рук и надписи. Решение принимается исходя из особенностей конкретного памятника: состояния сохранности и стабильности переплета и стекол.

На принятие решения о методе реставрации влияет множество факторов, в том числе результаты проведенных исследований витражей, их компьютерная реконструкция и общее состояние сохранности предметов. Каждый из 67 витражей, включенных в настоящий реставрационный проект, требует индивидуального подхода.