Халафский керамический сосуд показан впервые после реставрации
В ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые после сложной реставрации выставляется халафская чаша с двумя рядами ромбов с точками внутри, символизирующими засеянные поля. Этот сосуд – просьба древних жителей Ярым-Тепе о плодородии. Такая форма сосуда встречается редко, известно, что чаша подобная этой находится в экспозиции Британского музея.
Если XVI век открыл Америку, то XIX век – Месопотамию. И хотя случилось так, что российские ученые с большим – более чем на 100 лет – опозданием от западной науки приступили к археологическим работам в Двуречье (первая отечественная экспедиция начала работу только в 1969 году), их исследованиями был охвачен обширный культурно-хронологический пласт – со времени появления первых земледельцев до начала формирования одной из древнейших в мире цивилизаций. История археологии в Ираке не знает подобного прецедента. Ныне вклад российских археологов в изучение прошлого Месопотамии общепризнан. Российской науке принадлежит ведущая роль в изучении дописьменной Месопотамии.
Раскопки халафского поселения Ярым-Тепе II под руковуодством Рауфа Магомедовича Мунчаева позволили дать ответ на вопрос, давно волновавший ученых: с помощью каких технических средств изготавливалась столь качественная керамика. В нижних слоях поселения были обнаружены две прекрасно сохранившиеся глиняные двухъярусные печи для обжига керамики. Диаметр печей достигал почти двух метров. В нижнем ярусе находилась топка, в верхнем – камера для обжига. Ярусы отделялись друг от друга массивной глиняной плитой с круглыми в сечении продухами, через которые, по специальным каналам, горячий воздух снизу равномерно заполнял камеру обжига, создавая внутри температуру порядка 1200°С. Подобные сооружения на поселениях V тысячелетия до н. э. были обнаружены в Ираке впервые.
Представленные в зале керамические сосуды, найденные в ходе раскопок на Ярым-Тепе II, наглядно демонстрируют, что свои помыслы и чаяния древний земледелец запечатлевал, прежде всего, в виде орнамента на глиняной посуде.
Выставляющаяся впервые после сложной реставрации халафская чаша с двумя рядами ромбов с точками внутри, символизирующими засеянные поля, – просьба древних жителей Ярым-Тепе о плодородии. Ради него же на керамическую поверхность наносились другие символические элементы: волнистые линии и зигзаги – вода, круги с лучами и точками вокруг – солнце, косые и вертикальные линии – дождь, кресты и розетки – цветущая растительность. Все это можно увидеть на халафских керамических изделиях в соседних витринах. Следует подчеркнуть, что такой разнообразной по формам, богатой по орнаментации (монохромной и полихромной) и технологическому совершенству керамики не производили в V тысячелетии до н. э. ни в одном другом регионе Ближнего Востока, да и всего Старого Света. Отдельно отметим, что в зале экспонируются еще два сосуда, найденных на Ярым-Тепе II, не имеющие аналогий больше ни в одной музейной коллекции.
Сосуд был реставрирован в полевых условиях, видимо вскоре после раскопок, что помогло тогда собрать воедино все найденные фрагменты и определить его форму. Но для современной музейной экспозиции такое состояние раритета было недопустимым.
Реставрация велась в течение длительного времени, в силу большого количества различных технологических задач, возникавших в процессе работы. Наиболее сложными были две проблемы. Одна из них – удаление копоти, въевшейся в структуру керамики. При наличии красок росписей на поверхности керамики действовать нужно было особенно деликатно, чтобы не повредить их при очистке.
Второй по порядку, но не по сложности, задачей была полная реконструкция формы чаши. Значительное количество «висящих» фрагментов при наличии ритмичного орнамента и деформированная при обжиге ассиметричная форма затрудняла сборку. Реставратору Елене Мининой пришлось, постепенно наращивая форму, встраивать по очереди части сосуда, не имеющие контакта друг с другом, пользуясь подложкой из гибкого материала и опираясь на ритм орнамента по борту.
Тонировки были выполнены без реконструкции орнамента для лучшего выявления уникальной для своего времени древнейшей авторской керамики.