Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо

Автор Утагава Кунисада, Кацусика Хокусай, Миягава Тёсюн, Кацукава Сюнсё
Название Триптих «Куртизанки Аидзомэ, Мияби и Аинарэ из заведения Эбия», Свиток «Красавица, читающая письмо», Свиток «Портрет куртизанки Ханаоги из заведения Огия», Свиток «Ойран у ивового дерева», Свиток «Куртизанка с двумя служанками»
Школа Япония, укиё-э
Датировка Эпоха Эдо
Материал Шелк, бумага, дерево, кость, парча
Реставратор(ы) Баранова Мария Витальевна
Фролова Марина Вячеславовна
Серегина Наталья Николаевна
Сапронова Мария Васильевна
Мастерская Мастерская реставрации графики
Увеличить

Одним из центральных событий Года Японии в России стало открытие выставки «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» в ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Токийским национальным музеем и музеем искусств народов Востока (Москва) в сентябре 2018 года. В экспозицию вошли живописные и графические произведения из японской коллекции гравюрного кабинета ГМИИ, которая была сформирована, в основном, за счет собрания С. Н. Китаева, привезенного им непосредственно из Японии в конце XIX столетия.

Сохранность отдельных произведений перед экспонированием на выставке требовала профессиональной реставрации с минимальным вмешательством для восстановления экспозиционного вида. Специалистами мастерской реставрации графики опирались в своей работе на традиции восточной реставрации с применением современных методик.

Техника исполнения этих произведений (цветные ксилографии, веера, живописные свитки) – живопись на шелке или бумаге красителями из минеральных или растительных пигментов с добавлением связующего животного происхождения. Специфика работы с ними требует очень мягкого и аккуратного подхода. Например, при восполнении утраченных фрагментов, участков, поврежденных насекомыми, удалении загрязнений необходимо было учитывать истонченность и хрупкость основы ксилографий.

Листы ксилографий были обеспылены и промыты от желтизны. В отдельных случаях применялась локальная химическая обработка. Так на триптихах (три склеенных листа ксилографий формата обан) Утагавы Кунисады (1–4) были ослаблены следы черной туши с помощью тщательно подобранных химических реактивов, далее фрагменты триптихов были склеены согласно изначальному художественному замыслу.

Реставраторы восполнили утраты основы, сдублировали листы на слой японской бумаги для укрепления основы и высушили их в прессе, позднее выполнив художественную тонировку в местах восполненных фрагментов, сломов и потертостей красочного слоя.

При работе с живописными свитками «Красавица, читающая письмо» Кацусики Хокусая (5–9) и «Портрет куртизанки Ханаоги из заведения Огия» Миягавы Тёсюна (10–14) реставраторы столкнулись с проблемой нестабильности пигментов красочного слоя, нуждающихся в закреплении. Вместе с тем требовалось расправление сломов и деформации в результате скручивания свитка (15-16), а также укрепление тонкого шелкового обрамления с отстающими, посеченными нитями. В процессе бытования произведения были сильно загрязнены, получили множество разрывов на обрамлении (17–20), сквозных повреждений насекомыми, утрат основы и фрагментов отвесов.

Свитки были обеспылены мягкими кистями, подклеены японской бумагой и пшеничным крахмалом, шелк был укреплен. Была устранена деформация и сломы по всей живописной поверхности. Укрепление красочного слоя на изображении производилось с помощью раствора фунори из ультразвукового распылителя. Фунори – водный раствор из морских водорослей, используемый для традиционной реставрации японских свитков в качестве обратимого адгезива и поверхностного очистителя. После отдаленного увлажнения в течение небольшого времени свитки были высушены под сукнами. После прессования была выполнена реставрационная ретушь живописи и шелка.

 

Для изготовления традиционных японских свитков какедзику (вертикальные свитки) используются различные материалы: шелк, ткань, японская бумага васи – для основы, дерево и кость – для отвеса и верхней рейки. Поэтому для проведения реставрационных работ привлекались специалисты разных областей реставрации, в том числе из других организаций. В данном случае, восполнение утрат костяных наконечников свитков (5,6,8) было проведено заведующей отдела реставрации резной кости ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря Л.В. Гетьман.

Фрагмент триптиха до и после реставрации

Свиток «Куртизанка с двумя служанками» до и после реставрации

Свиток «Красавица, читающая письмо» до и после реставрации

Свиток «Портрет куртизанки Ханаоги из заведения Огия» до и после реставрации