Одним из центральных событий Года Японии в России стало открытие выставки «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» в ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Токийским национальным музеем и музеем искусств народов Востока (Москва) в сентябре 2018 года. В экспозицию вошли живописные и графические произведения из японской коллекции гравюрного кабинета ГМИИ, которая была сформирована, в основном, за счет собрания С. Н. Китаева, привезенного им непосредственно из Японии в конце XIX столетия.
Сохранность отдельных произведений перед экспонированием на выставке требовала профессиональной реставрации с минимальным вмешательством для восстановления экспозиционного вида. Специалистами мастерской реставрации графики опирались в своей работе на традиции восточной реставрации с применением современных методик.
Техника исполнения этих произведений (цветные ксилографии, веера, живописные свитки) – живопись на шелке или бумаге красителями из минеральных или растительных пигментов с добавлением связующего животного происхождения. Специфика работы с ними требует очень мягкого и аккуратного подхода. Например, при восполнении утраченных фрагментов, участков, поврежденных насекомыми, удалении загрязнений необходимо было учитывать истонченность и хрупкость основы ксилографий.
Листы ксилографий были обеспылены и промыты от желтизны. В отдельных случаях применялась локальная химическая обработка. Так на триптихах (три склеенных листа ксилографий формата обан) Утагавы Кунисады (1–4) были ослаблены следы черной туши с помощью тщательно подобранных химических реактивов, далее фрагменты триптихов были склеены согласно изначальному художественному замыслу.
Реставраторы восполнили утраты основы, сдублировали листы на слой японской бумаги для укрепления основы и высушили их в прессе, позднее выполнив художественную тонировку в местах восполненных фрагментов, сломов и потертостей красочного слоя.
При работе с живописными свитками «Красавица, читающая письмо» Кацусики Хокусая (5–9) и «Портрет куртизанки Ханаоги из заведения Огия» Миягавы Тёсюна (10–14) реставраторы столкнулись с проблемой нестабильности пигментов красочного слоя, нуждающихся в закреплении. Вместе с тем требовалось расправление сломов и деформации в результате скручивания свитка (15-16), а также укрепление тонкого шелкового обрамления с отстающими, посеченными нитями. В процессе бытования произведения были сильно загрязнены, получили множество разрывов на обрамлении (17–20), сквозных повреждений насекомыми, утрат основы и фрагментов отвесов.
Свитки были обеспылены мягкими кистями, подклеены японской бумагой и пшеничным крахмалом, шелк был укреплен. Была устранена деформация и сломы по всей живописной поверхности. Укрепление красочного слоя на изображении производилось с помощью раствора фунори из ультразвукового распылителя. Фунори – водный раствор из морских водорослей, используемый для традиционной реставрации японских свитков в качестве обратимого адгезива и поверхностного очистителя. После отдаленного увлажнения в течение небольшого времени свитки были высушены под сукнами. После прессования была выполнена реставрационная ретушь живописи и шелка.
Для изготовления традиционных японских свитков какедзику (вертикальные свитки) используются различные материалы: шелк, ткань, японская бумага васи – для основы, дерево и кость – для отвеса и верхней рейки. Поэтому для проведения реставрационных работ привлекались специалисты разных областей реставрации, в том числе из других организаций. В данном случае, восполнение утрат костяных наконечников свитков (5,6,8) было проведено заведующей отдела реставрации резной кости ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря Л.В. Гетьман.