Реставрация «Бюста молодой девушки»

Автор Мино да Фезоле
Название «Бюст молодой девушки»
Материал Мрамор
Техника Резьба по мрамору
Реставратор(ы) Синицын Олег Сергеевич
Мастерская Отдел реставрации предметов прикладного искусства
Увеличить

«Бюст молодой девушки» приписан руке мастера Мино да Фезоле (1480) и выполнен в классическом стиле техники резьбы по мрамору. Памятник серьезно пострадал во время пожара в замке Фридрихсхайн (Берлин) в 1945 году. Помимо загрязнения продуктами горения и механических повреждений, скульптурам, побывавшим в огне пожара, наносится более серьезный урон. Дело в том, что при длительном воздействии высокой температуры на первой стадии происходит нарушение структуры камня, возникает общее потемнение и он становится хрупким. Вторая стадия повреждения представляет собой кальцинирование слоев мрамора, эти участки приобретают белый цвет и по структуре аналогичны сахару: хорошо впитывают влагу, а при ударе рассыпаются в пыль. Процесс кальцинирования представляет собой интересную задачу для дальнейших исследований, которые проводились ГМИИ им. А.С. Пушкина с НИЦ «Курчатовский институт». Характерной особенностью данного процесса является его скоротечность, что для нас, не вникая в тонкость химических реакций, проявляется в наличии достаточно четкой границы между серым и белым цветами нарушенной структуры мрамора. К сожалению, данный бюст имел все степени повреждений от воздействия огня, был расколот на 4 фрагмента с многочисленными сколами и трещинами и имел многочисленные пятна — загрязнения продуктами горения.

Основная сложность реставрационных работ с данным памятником заключалась в выборе баланса между укреплением камня и процедурой очистки поверхностных загрязнений. Очистка может нанести дополнительный вред и спровоцировать осыпи, а укрепление зафиксирует не только аварийные участки, но и грязь, находящуюся на поверхности. Каждый фрагмент бюста был тщательно обследован, загрязнения удалялись наиболее деликатными способами. Все сколы многократно обрабатывались специальными клеевыми составами. После склейки фрагментов потребовалось длительное время для поиска наиболее подходящих имитирующих материалов для восполнения утрат. Для воссоздания исходных форм утраченных фрагментов была использована гипсовая копия бюста, находящаяся в залах нашего музея. В результате для разных утраченных фрагментов были подобраны соответствующие клеевые составы с наполнителями и изготовлены формы. Таким образом, были восстановлены нос, правое ухо, фрагмент правого плеча и многочисленные сколы. В конечной фазе реставрационных работ проведены тонировки различными материалами.