Польские плакаты

Название Польские плакаты
Школа Полша
Датировка Конец XIX – начало XX вв.
Техника Цветная литография
Мастерская Мастерская реставрации графики
Увеличить

При подготовке выставки «Польский плакат XIX–XX вв.», состоявшейся в 2011году, в мастерскую реставрации графики ГМИИ поступило 42 плаката – часть собрания Павла Давыдовича Эттингера, переданного в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1949 году по завещанию коллекционера.

В работе приняли участие сотрудники мастерской, а также реставратор из Польши Яцек Томашевский, командированный Институтом Адама Мицкевича в рамках программы по «Спасению польского наследия». Материалы для реставрации плакатов были любезно предоставлены Институтом А. Мицкевича: буферный раствор, состав для закрепления печатей и штампов, японские бумагу и клей для дублирования, а также, вспомогательные материалы Goretex и Hollytex.

Перед тем как приступить к работе, была проведена предреставрационная подготовка по изучению состояния сохранности работ, фотофиксация, определена кислотность бумаги, проведены тесты на нейтральность, водостойкость красочного слоя и чернил музейных печатей.

Отобранные для выставки, выполненные в технике цветной литографии плакаты, находились в очень плохом состоянии: бумага, изготовленная из древесной массы, была хрупкой и ломкой, сильно загрязненной, многочисленные разрывы и утраты основы, наклейки на оборотной стороне. Требовалось очистить листы от поверхностных загрязнений, нейтрализовать бумагу, закрепить штампы, выполненные фиолетовыми чернилами, а также закрепить разрывы и сломы, восполнить утраты бумаги, провести дублирование.

После очистки листов от поверхностных загрязнений и закрепления чернильных штампов, была осуществлена расклейка плакатов, состоящих из двух и более частей, а также удалены наклейки с оборота. Затем, в зависимости от устойчивости красок к водной обработке, промывка плакатов осуществлялась разными способами: на подложке Hollytex в ванне или на вакуумном столе. После промывки бумага плакатов была обработана буферным составом для стабилизации и приближении ее к рН нейтральному показателю. Некоторые плакаты на тонкой и хрупкой бумаге были пропитаны слабым раствором метилцеллюлозы.

Разрывы и сломы подклеивались японской бумагой, утраты восполнялись близкой по фактуре, толщине и цвету к бумаге оригинала. В некоторых случаях цветной бумаги-основы, мелкие утраты восполнялись подобранной по цвету, бумажной массой.

Учитывая большой формат и хрупкость основы плакатов, а также многочисленные разрывы и утраты, было проведено дублирование на тонкую рулонную японскую бумагу, привезенную польским коллегой. Плакаты высушены листами фильтровальной бумаги, а затем слегка увлажнены методом отдаленного увлажнения с помощью материала Goretex, и отпрессованы между листами безкислотного картона в течение 10 дней.

Проведенная тонировка в местах восполнений, позволила вернуть экспозиционный вид плакатам

Благодаря совместной работе с польским коллегой, мы познакомились с европейскими методиками и способами работы с подобными экспонатами, а также материалами, используемыми в реставрационных мастерских западных стран.