Реставрация памятников к выставке «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия»

Название Мумии животных и птиц
Школа Древний Египет
Реставратор(ы) Попова Олеся Сергеевна
Мастерская Мастерская реставрации предметов прикладного искусства
Увеличить

С 2020 по 2022 год в ГМИИ им. А.С. Пушкина были проведены масштабные реставрационные работы по подготовке экспонатов из фондов музея к выставке «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия». В числе отреставрированных памятников предметы, связанные с погребальными обрядами древних египтян, мумии людей и животных, саркофаги, картонажные маски, а также накладки на мумии. Большая часть представленных экспонатов демонстрируется широкой публике впервые. Предметы изготовлены из камня, дерева, металла, обожженной глины и ткани.

Большинство памятников поступило в музей в 1911 году из собрания первого русского египтолога В.С. Голенищева. Другие — в 1924, 1934 и 1940 годах из Музея-института классического Востока, который на протяжении 1918–1924 годов аккумулировал национализированные собрания дореволюционных музеев и помещичьих усадеб, а также из собраний А.В. Прахова (1846–1916), А.В. Живаго (1860–1940) и некоторых других коллекционеров.

В мастерскую реставрации тканей из фонда отдела Древнего Востока были переданы 29 мумий животных и птиц, однако из-за очень плохой сохранности на выставку попали не все.

Мумифицированные животные помещались в погребения не только потому, что при жизни были любимцами своих хозяев, но и потому, что воспринимались как продовольственный запас, чтобы у умершего в загробном мире была пища. Животные, персонифицировавшие то или иное божество, содержались в святилищах и после смерти также бальзамировались. Кроме того, мумии животных приносились в храмы в качестве вотивных даров в знак благодарности за то или иное благодеяние от божества.  

В ходе исследования было обнаружено, что льняные бинты, использовавшиеся при пеленании мумий животных, ныне хранящихся в собрании ГМИИ, очень хрупкие, сильно пересушены и местами истлели. Во многих случаях наблюдались утраты, разрывы, сечения, сильные пылевые загрязнения, а также жесткие деформации, сквозные разрушения и изменения форм мумий. Красочный слой картонажных деталей имел осыпи, шелушения и потертости.

Перед проведением реставрационно-консервационных работ каждый предмет прошел антисептическую обработку. Затем мягкой кистью с использованием реставрационного пылесоса были удалены поверхностные пылевые загрязнения, а жесткие темные — по возможности скальпелем. Очистка открытых участков мумий — кожи, клювов, когтей, перьев — проводилась небольшими полувлажными ватными тампонами. В зависимости от состояния сохранности разрывы и отстающие фрагменты тканей укреплялись точечно с помощью клея или иглой и газовой нитью. Фрагментарно дублировались некоторые крупные утраты. Красочные слои и грунты картонажей были очищены и укреплены. Впоследствии для каждой мумии была изготовлена коробка для хранения из бескислотного картона.

Мумии птиц (сокола, ястреба, ибиса), переданные на реставрацию, находились в разной степени сохранности. Лучше всего сохранились крупные мумии, их отличает качественное пеленание. Сохранность тканей на мумиях меньших размеров намного хуже. Головы некоторых мумий утрачены. На мумии ястреба находится картонажная маска. Сокол — самая почитаемая птица Древнего Египта, покровитель и защитник фараонов, он отождествлялся с богом небесной высоты Хором. Ибис — священная птица бога мудрости и письма Тота. По данным компьютерной томографии внутри псевдомумии ибиса находятся скелеты двух голубей.

Один из самых необычных экспонатов, поступивших на реставрацию, — псевдомумия ребенка. Она сформирована из массы, по цвету и структуре похожей на цемент. Снаружи псевдомумия обмотана бинтами, пропитанными черным веществом. На месте лица — гипсовая обмазка коричневого цвета. Черты лица (глаза, нос, губы) схематично переданы черной краской. Поверх псевдомумии, под бинтами, закреплены подлинные фрагменты расписных картонажей. Такие фальсификации изготавливали, скорее всего, в XIX веке торговцы древностями в Египте, так как детские мумии были крайне редки и ценились дорого.

Псевдомумия собаки (щенка) небольшого размера. Согласно данным компьютерной томографии, внутри находится плотный цилиндрический предмет. Уши псевдомумии выполнены из сколов трубчатых костей. Псевдомумия обмотана льняными бинтами полотняного переплетения двух цветов (лен неокрашенный и светло-коричневый). Верхняя часть, возможно, обмазана гипсом, следов росписи не обнаружено. Имитацию мумии собаки, посвященной богу Анубису, могли изготовить в центре поклонения этому божеству.

Мумии змей, завернутые в льняную ткань. Внутри находятся от шести до девяти змей. Змея в Древнем Египте была одним из самых сильных оберегов, в частности защитником царской власти (царская кобра-урей). Кроме того, она считалась воплощением богини урожая Рененутет.

Мумии птиц (сокола, ястреба, ибиса), переданные на реставрацию, находились в разной степени сохранности. Лучше всего сохранились крупные мумии, их отличает качественное пеленание. Сохранность тканей на мумиях меньших размеров намного хуже. Головы некоторых мумий утрачены. На мумии ястреба находится картонажная маска. Сокол — самая почитаемая птица Древнего Египта, покровитель и защитник фараонов, он отождествлялся с богом небесной высоты Хором. Ибис — священная птица бога мудрости и письма Тота. По данным компьютерной томографии внутри псевдомумии ибиса находятся скелеты двух голубей.

Мумия котенка обернута узкими бинтами двух цветов. Мордочка и уши нарисованы черной и красной красками. КТ-изображения показали повреждение шейных позвонков. Возможно, котенок был специально умерщвлен для приношения в храм в качестве вотивного дара богине-покровительнице женщин Бастет.

Мумии крокодилов и их детенышей. Более крупные особи спеленаты бинтами двух цветов, уложенными в виде прямоугольников. Глаза выполнены в разных техниках аппликации. Детеныши обернуты намного проще бинтами разной ширины из льняных тканей полотняного переплетения. Крокодил был священным животным бога водной стихии Себека. Священных рептилий просили о защите от опасных крокодилов при переправе через Нил и о высоком разливе реки, который обеспечивал урожай.

Мумии крокодилов и их детенышей. Более крупные особи спеленаты бинтами двух цветов, уложенными в виде прямоугольников. Глаза выполнены в разных техниках аппликации. Детеныши обернуты намного проще бинтами разной ширины из льняных тканей полотняного переплетения. Крокодил был священным животным бога водной стихии Себека. Священных рептилий просили о защите от опасных крокодилов при переправе через Нил и о высоком разливе реки, который обеспечивал урожай.