Погребальная маска Маху

Название Погребальная маска Маху
Школа Египет
Датировка 1550–1290 годами до н. э. (Новое царство, 18 династия)
Техника Картонаж
Реставратор(ы) Филяюшкин Владимир Валерьевич
Мастерская Мастерская реставрации предметов прикладного искусства
Увеличить

В мастерской реставрации полихромной скульптуры закончилась реставрация жемчужины египетской коллекции Пушкинского музея — погребальной маски Маху, датируемой 1550–1290 годами до н. э. (Новое царство, 18 династия). Она, как и многие другие египетские предметы, поступила в музей из собрания египтолога Владимира Голенищева в 1912 году.

Перед нами портретное изображение молодого человека в парике с ожерельем. Таким он с помощью маски должен был остаться в вечности. Маски Нового царства отличаются изысканным декором: на покрытом листовым золотом лице вычерчены брови и глаза, некогда голубые.

Маска Маху выполнена в сложной технике картонажа. Скульптурная заготовка из дерева или камня в форме головы обтягивалась несколькими слоями льняной ткани, пропитанной животным клеем, и обмазывалась грунтом с включениями древесных волокон. Особенностью данной маски является то, что черты лица на ней (глаза, брови, нос, губы) моделировались из клейкой меловой массы. После придания необходимой формы на всю маску с обеих сторон наносился меловой грунт, выполнялась подложка, золочение и роспись. Оборотная сторона покрывалась мастикой черного цвета на основе битума.

В мастерскую реставрации полихромной скульптуры маска поступила в аварийном состоянии: тканевая основа сильно деформировалась, вызвав многочисленные отслоения грунта с красочным слоем. Обнаружение при осмотре позднейшего покрытия маски привело к осознанию необходимости физико-химических исследований материалов, по результатам которых реставраторы узнали больше о ткани основы, о составе грунта и красочного слоя.

Основная проблема — деформация — была устранена с помощью методики локального увлажнения. Это сделало возможным последующую подклейку оторванных фрагментов и склейки разрывов. После укрепления грунта и красочного слоя крупные утраты покрыли мастикой. В конце был изготовлен ложемент, полностью повторяющий форму маски. Предполагается, что уже скоро этот памятник будет представлен в постоянной экспозиции музея вместе с саркофагом и другими предметами из погребального комплекса Маху.

Маска после реставрации

Фрагмент до реставрации

Фрагмент после реставрации

Фрагмент до реставрации

Фрагмент после реставрации

Вид сбоку

Вид сбоку

Изучение и реставрация погребальной маски Маху

Фильм об изучении и реставрации погребальной маски из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина

5 вопросов реставратору: Погребальная маска Маху

Фильм из серии 5 вопросов реставратору. Реставратор Владимир Филяюшкин отвечает на вопросы о реставрации погребальной маски Маху.