Мраморный рельеф пострадал в пожаре во время Второй мировой войны. Он был разбит на множество фрагментов. Практически все фрагменты сохранились, утрачена небольшая часть. Поверхность лицевой части рельефа была сильно загрязнена продуктами горения, но структура мрамора, к счастью, в результате нагрева не нарушена. Анализ сколов фрагментов показал, что во время пожара рельеф уже был расколот минимум на 2 части. Надо отметить, что в 2015 году Пушкинский музей совместно с берлинским Музеем Боде начали проект, целью которого является реставрация произведений искусства, долгое время считавшихся безвозвратно утраченными в ходе Второй мировой войны, и возвращение их экспозицию.
В рамках данного проекта были проведены комплексные исследования по составу загрязнений, состоянию поверхностей экспонатов и точной идентификации использованных материалов скульптур, барельефов и их покрытий. По результатам многочисленных проб и анализов в России был разработан уникальный реагент для очистки поверхности камня от загрязнений, полученных в результате пожара.
В ходе описываемых в данной статье реставрационных работ были проведены дополнительные исследования по использованию данного препарата и выработана методика очистки. В процессе комплексной очистки поверхности реагент наносится на поверхность в составе компрессов и фактически вытягивает загрязнения из мрамора. Таким образом, при помощи научных изысканий и множества экспериментов поверхность мраморного рельефа «Бичевание Христа» была очищена от следов пожара и приобрела свой естественный цвет. При сборке фрагментов выяснилось, что оборотная сторона рельефа имеет выпуклую форму. Дополнительная сложность в том, что рельеф очень тонкий, в некоторых местах толщина достигает 5 мм. Для сборки был изготовлен ложемент с пластиной-пружиной, которая принимает форму оборотной стороны рельефа. Следующий этап реставрационных работ заключался в заполнении трещин клеевыми составами с наполнителем и склейке фрагментов. Теперь восстановленный рельеф представляет собой единую композицию.