Обложки журналов «Vogue», «Harper's Bazaar», «Vanity Fair»

Название Обложки журналов «Vogue», «Harper's Bazaar», «Vanity Fair»
Датировка Начало XX века
Материал Мелованная бумага
Мастерская Мастерская реставрации графики
Увеличить

В 2011 году в мастерской реставрации графики ГМИИ им. А.С. Пушкина, были отреставрированы 21 обложки журналов «Vogue», «Harpers Bazar» и «Vanity Fair» – часть собрания Павла Этингера, переданного в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1949 году по завещанию коллекционера.

Листы с двусторонним изображением. Для печати «Глянца» начала 20-го столетия, использовалась мелованная бумага. «Грунт» защищал не очень качественную бумагу от механических повреждений, позволял сохранять яркость и насыщенность красок печати. Однако со временем листы утратили прочность, появились сломы с осыпями мелованного слоя и многочисленные разрывы. Также сильно портили внешний вид экспонатов следы от захватов пальцами, грязь и различные пятна.

Перед началом работы, реставратором были проведены пробы на устойчивость к водной обработке. Тесты выявили текучесть некоторых красок и растворимость связующего в мелованном грунте, поэтому было принято решение, проводить работы в полусухом состоянии. При очистке от загрязнений использовался водно-спиртовой раствор. Этот процесс производился осторожно, только для быстрого устранения загрязнений, не давая возможности влаге впитаться в бумагу и повредить грунт.

Также, трудности заключались при подклейке разрывов и сломов. Традиционно используемые в реставрации клеи и японская бумага не давали хороших результатов. Реставратором найден способ склейки разрывов и сломов с помощью композиции растительного и животного клеев, а также современной бумаги, которая позволила минимально прикрывать изображения с оборотной стороны.

Далее листы расправлены, методом отдаленного увлажнения, с помощью материала Goretex, затем помещены в пресс и высушены между листами картона в течение 14 дней.

Немало времени понадобилось реставратору для подбора подходящих для тонировки, в местах разрывов, утрат и сломов, красок. В результате, были использованы сухая гуашь, акрил, окончательно придавшие экспозиционный вид нашим экспонатам. После изготовления монтировок, обложки были возвращены в хранение.