Антонио Сальвиати, кубок розового стекла

Автор Антонио Сальвиати
Название Венецианский кубок розового стекла
Школа Италия
Датировка XIX век
Материал Стекло
Реставратор(ы) Устинова Юлия Николаевна
Мастерская Мастерская реставрации предметов прикладного искусства
Увеличить

В отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина находится великолепный венецианский кубок розового стекла с росписью золотом и эмалями работы Антонио Сальвиати (1816-1890).

Имя Антонио Сальвиати связано с возрождением традиций венецианского стеклоделия в XIX веке и известно далеко за пределами Италии. В России сохранились и дошли до настоящего времени мозаики из стеклянной смальты, выполненные мастером для резиденции императорской фамилии в Ливадии, собора Александра Невского в Ялте и церкви Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде.

Антонио Сальвиати часто создавал вещи, по формам и технике изготовления напоминавшие изделия XVI–XVII веков. К таким предметам относится и кубок из собрания ГМИИ. К сожалению, время не пощадило его. Великолепная роспись золотом, покрывавшая когда-то весь сосуд, сильно потерта. При осмотрах по всей поверхности стекла, а также на золотой росписи все чаще выявляются полупрозрачные кристаллы.

В результате химических исследований, проведенных в Исследовательском научно-аналитическом центре «ФГУП «ИРЕА», стало известно, что кубок выполнен из содового стекла, а роспись сделана эмалевыми красками и золотом 97% с незначительной примесью меди 1,5%, что объясняет плохую сохранность декора памятника. Белый налет на поверхности стекла состоит из карбоната или гидрокарбоната натрия, то есть идет процесс выщелачивания стекла.

Болезнь стекла часто бывает обусловлена «врожденной» нестабильностью в химическом составе исходной формулы, а также хранением изделия при нестабильных температурно-влажностных условиях. После того как произошло повреждение, процессы распада становятся необратимы, но их можно замедлить с помощью контроля температуры и влажности помещения или специального шкафа, где хранится предмет.

Карбонат, как и гидрокарбонат натрия, в первоначальном состоянии представляет собой вещества, которые растворяются в воде. Но в данном случае кристаллы плотно соединены со стеклом, поэтому применение компрессов с дистиллированной водой не давало никаких результатов. Нельзя было использовать кислоты, даже самые щадящие, потому что они неминуемо повредили бы золотую роспись, которая и так находилась в очень плохом состоянии, а кристаллы соды покрывали ее почти повсеместно.

Вначале в разных местах поверхности кубка под микроскопом была проведена пробная очистка деревянными заточенными палочками. Это было необходимо для того, чтобы понять не удаляются ли остатки золота вместе с кристаллами. В основном этого не происходило, поэтому было принято решение о дальнейшей расчистке кубка таким способом. Но в некоторых местах, где золотую роспись покрывала более толстая корка, удалить которую без повреждения золота не представлялось возможным, были сделаны пробы на размягчение корки слабой лимонной кислотой — этой реакции оказалось достаточно для того, чтобы удалить остатки кристаллов, не травмировав золото.

После того как очистка была завершена, встал вопрос о защитном покрытии стекла. Ведь, как уже говорилось выше, процесс болезни стекла необратим, и если рассмотреть поверхность под микроскопом (невооруженным глазом этого не видно), то в тех местах, где корка была удалена, можно увидеть, что стекло стало шероховатым. Но, исходя из опыта, накопленного реставраторами, ни одно защитное покрытие, применяемое в отечественной реставрации сегодня, не является совершенным и рано или поздно его все равно необходимо будет удалять, а это значит, еще раз подвергать памятник опасности. Поэтому было принято решение оставить стекло без защитного покрытия, а для сохранения кубка создать необходимые температурно-влажностные условия.