В отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина находится великолепный венецианский кубок розового стекла с росписью золотом и эмалями работы Антонио Сальвиати (1816-1890).
Имя Антонио Сальвиати связано с возрождением традиций венецианского стеклоделия в XIX веке и известно далеко за пределами Италии. В России сохранились и дошли до настоящего времени мозаики из стеклянной смальты, выполненные мастером для резиденции императорской фамилии в Ливадии, собора Александра Невского в Ялте и церкви Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде.
Антонио Сальвиати часто создавал вещи, по формам и технике изготовления напоминавшие изделия XVI–XVII веков. К таким предметам относится и кубок из собрания ГМИИ. К сожалению, время не пощадило его. Великолепная роспись золотом, покрывавшая когда-то весь сосуд, сильно потерта. При осмотрах по всей поверхности стекла, а также на золотой росписи все чаще выявляются полупрозрачные кристаллы.
В результате химических исследований, проведенных в Исследовательском научно-аналитическом центре «ФГУП «ИРЕА», стало известно, что кубок выполнен из содового стекла, а роспись сделана эмалевыми красками и золотом 97% с незначительной примесью меди 1,5%, что объясняет плохую сохранность декора памятника. Белый налет на поверхности стекла состоит из карбоната или гидрокарбоната натрия, то есть идет процесс выщелачивания стекла.
Болезнь стекла часто бывает обусловлена «врожденной» нестабильностью в химическом составе исходной формулы, а также хранением изделия при нестабильных температурно-влажностных условиях. После того как произошло повреждение, процессы распада становятся необратимы, но их можно замедлить с помощью контроля температуры и влажности помещения или специального шкафа, где хранится предмет.
Карбонат, как и гидрокарбонат натрия, в первоначальном состоянии представляет собой вещества, которые растворяются в воде. Но в данном случае кристаллы плотно соединены со стеклом, поэтому применение компрессов с дистиллированной водой не давало никаких результатов. Нельзя было использовать кислоты, даже самые щадящие, потому что они неминуемо повредили бы золотую роспись, которая и так находилась в очень плохом состоянии, а кристаллы соды покрывали ее почти повсеместно.
Вначале в разных местах поверхности кубка под микроскопом была проведена пробная очистка деревянными заточенными палочками. Это было необходимо для того, чтобы понять не удаляются ли остатки золота вместе с кристаллами. В основном этого не происходило, поэтому было принято решение о дальнейшей расчистке кубка таким способом. Но в некоторых местах, где золотую роспись покрывала более толстая корка, удалить которую без повреждения золота не представлялось возможным, были сделаны пробы на размягчение корки слабой лимонной кислотой — этой реакции оказалось достаточно для того, чтобы удалить остатки кристаллов, не травмировав золото.
После того как очистка была завершена, встал вопрос о защитном покрытии стекла. Ведь, как уже говорилось выше, процесс болезни стекла необратим, и если рассмотреть поверхность под микроскопом (невооруженным глазом этого не видно), то в тех местах, где корка была удалена, можно увидеть, что стекло стало шероховатым. Но, исходя из опыта, накопленного реставраторами, ни одно защитное покрытие, применяемое в отечественной реставрации сегодня, не является совершенным и рано или поздно его все равно необходимо будет удалять, а это значит, еще раз подвергать памятник опасности. Поэтому было принято решение оставить стекло без защитного покрытия, а для сохранения кубка создать необходимые температурно-влажностные условия.