КРАСНЫЕ ВИНОГРАДНИКИ
В АРЛЕ

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с LG SIGNATURE начинает масштабный проект по изучению и консервации всемирно известной картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле». Эта композиция является одной из важнейших работ в творчестве художника и единственным документально подтвержденным произведением, проданным при жизни мастера. Уже более 60 лет произведение хранится в Москве безвыездно. Сегодня это одна из центральных картин в экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Впервые за свою 130-летнюю историю картина будет изучена с помощью современных естественно-научных методов.

«Красные виноградники в Арле» всегда находились под пристальным вниманием специалистов Пушкинского музея, однако прежде никогда не изучались. Художники-реставраторы и научные сотрудники музея проведут комплексные технико-технологические исследования, которые позволят лучше понять технологию создания картины и выявить деструктивные процессы, напрямую влияющие на ее сохранность.

Какими материалами
и красками пользовался
Ван Гог, работая в Арле?

Как менялся композиционный
замысел картины в процессе
ее создания?

Как Тео Ван Гог готовил её
для участия в салоне двадцати?

Почему «Красные виноградники в Арле»
не покидали стены музея?

1

Арль на заднем плане

Винсент Ван Гог переехал в Арль на юге Франции в феврале 1888 года, устав от враждебно настроенной парижской публики и намереваясь создать в этом городке «Мастерскую Юга» — новую коммуну художников-единомышленников, которая бы основывалась на принципах взаимовыручки. Для этой цели Ван Гог пригласил в Арль Поля Гогена, и именно здесь произошла их знаменитая ссора.

Арльский период считается временем расцвета творчества мастера. За неполные полтора года в этом городе Ван Гог написал более двухсот композиций: многочисленные виды Арля в разные времена года, автопортреты («Автопортрет с перевязанным ухом», 1889, Институт Курто, Лондон), несколько версий натюрморта с подсолнухами («Подсолнухи», 1889, Национальная галерея, Лондон; «Подсолнухи», 1889, Новая пинакотека, Мюнхен). Здесь же были созданы всемирно известные работы «Звездная ночь» (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Красные виноградники в Арле» (1889, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва) и «Ночное кафе» (1888, Йельский университет, Нью-Хейвен, ранее — собрание Ивана Морозова). В 1889 году Ван Гог вынужден был лечь в больницу для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс.

2

Высокая линия горизонта

Высокая линия горизонта — характерная черта работ Винсента Ван Гога позднего периода. Подобный взгляд художника на изображаемый предмет как бы сверху нередко связывают с влиянием японского искусства, которым мастер увлекся в последние годы жизни. Одним из ярких воплощений интереса к искусству Востока является картина «Цветущие ветки миндаля» (1890, Музей Ван Гога, Амстердам), написанная в Сен-Реми-де-Прованс, с ее четкими линиями контура. В коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина есть еще два пейзажа 1888–1890 годов, на которых также можно заметить этот прием.

  • Пейзаж в Овере после Дождя
    (Пейзаж с повозкой и поездом). 1890
    Холст, масло. 72×90

  • Море в Сент-Мари. 1888
    Холст, масло. 44×53

3

солнце

Изображение солнца на картине ярко показывает манеру и технику Ван Гога. В отличие от своих современников, работавших тонкими полупрозрачными мазками и стремившихся показать свет и окружающий мир, какими они были в реальности, Ван Гог написал солнце так, как его не может воспринять человеческий глаз. Это пылающий диск с четким контуром, выжигающий все вокруг (не случайно виноградная лоза в нижней части картины написана синим, фиолетовым и даже черным цветом — это мир, превращенный солнцем в пепел). По степени пастозности (толщины красочного слоя) на некоторых участках неба и солнца можно сделать вывод, что художник выдавливал краску прямо на холст, а в качестве инструмента использовал не только кисть, но и собственные пальцы. Необходимо отметить, что желтая краска на полотне — это хромат свинца — вещество, темнеющее под воздействием ультрафиолета. Поэтому сто лет назад эта картина была еще ярче и производила еще более сильное впечатление на зрителя.

4

Женщина с зонтиком

Установив мольберт прямо в поле, Ван Гог работал стремительно, без эскизов и подмалевка, на собственноручно загрунтованном холсте. После завершения работы художник снимал картины с подрамника и свернутыми в рулон отправлял в Париж брату Тео. Вероятно, в данном случае мастер не дал полотну достаточно просохнуть (особенно учитывая толщину красочного слоя), поэтому в некоторых местах можно увидеть отпечатки того самого лежавшего поверх холста, как, например, на желтом поле рядом с фигурой женщины под зонтиком. Сама женщина, вероятно, является главной среди сборщиц винограда. Зонтик в ее руках отсылает к японскому искусству, которым увлекался художник.

  • Микрофотография красочного слоя

  • Микрофотография красочного слоя

  • Микрофотография красочного слоя

5

Женщина с корзиной

На пленэре Винсент Ван Гог работал очень быстро, поэтому нередко некоторые детали исправлялись или дополнялись уже спустя какое-то время, возможно, даже в студии. Так, рентгенограмма «Красных виноградников в Арле» показывает, что первоначально вместо мужчины на дороге в композиции была запечатлена женщина: на снимке четко видны юбка, белая блузка и некое подобие шляпки. О причинах перемены изображения можно только догадываться. Кроме того, уже после того, как был написан виноградник, на переднем плане Ван Гог добавил фигуру наклонившейся женщины с корзиной. Об этом можно судить по просвечивающему сквозь тонкий слой синей краски полыхающему красному.

6

Деревья

Сине-зеленые деревья в композиции как будто противопоставляются яркому закатному солнцу и пылающим виноградникам. Сам Ван Гог писал брату Тео:

«Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — желтые отблески заката». Рожь на дальнем плане изображена единой массой, напоминающей волну, готовую упасть и погрести под собой и всю красоту виноградников, и работающих людей, и даже само солнце. Возможно, таким образом Ван Гог выразил гнетущее его смутное предчувствие чего-то неизбежного, ведь уже в мае, менее, чем через полгода после завершения холста, художник попал в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс недалеко от Арля. Но все старания художника были не напрасны. В 1890 году полотно было выставлено в Париже и тут же куплено Анной Бош. Так, «Красные виноградники в Арле» стали единственной картиной мастера, проданной при его жизни.

7

Красные виноградники

«Красные виноградники в Арле» были написаны в начале ноября 1888 года, вскоре после приезда в Арль Поля Гогена. Ван Гог очень ждал Гогена, и первое время художники работали вместе. Последний тоже запечатлел арльские виноградники, о чем Ван Гог написал своему брату: «Сейчас он пишет женщин на винограднике — целиком по памяти; если он не испортит или не оставит вещь незаконченной, получится красиво и оригинально». Картина, написанная Гогеном, помимо общеизвестного названия «Сбор урожая в Арле», имеет еще одно — «Несчастье человеческое». Вскоре художники поссорились, и Гоген уехал из Арля, а затем и Франции навсегда.

8

Женщина с белым платком

По мнению большинства исследователей, изображенная на картине женщина с накинутым на плечи — это, скорее всего, Мари Жину. У нее и ее супруга Жозефа Ван Гог снимал комнату, когда только приехал в Арль. С ними был хорошо знаком и Поль Гоген. Супруги Жину владели кафе на привокзальной площади, и оба художника писали как портреты мадам Жину, так и интерьеры ее заведения, достаточно вспомнить «Арлезианку» (1888, Музей Орсе, Париж) и «Ночное кафе» (1888, Йельский университет, Нью-Хейвен) Ван Гога и «Кафе в Арле» (1888, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва) Гогена. Судя по всему, изображение госпожи Жину в «Красных виноградниках в Арле» — дань уважения и благодарности Винсента добродушной женщине. Не случайно он изображает ее немного сбоку, не занятой тяжелым трудом.

Видео

На все эти вопросы мы ищем ответы на ваших глазах. У нас есть возможность заглянуть в реставрационные мастерские музея и увидеть, как картина проходит все этапы исследования. Главное, что предстоит сделать специалистам Пушкинского музея, — решить, какие шаги предпринять для сохранения крайне хрупких, но невероятно важных «Красных виноградников в Арле» для будущих поколений.

  • приветственное слово марины лошак

  • приветственное слово г-на
    Ёнгнам Ро

  • Сати Спивакова
    о музее и проекте

Изучение и консервация картины

Серия Холст

Серия Красочный слой

Серия История реставрации

Серия Состояние сохранности

Серия Реставрация рамы

Серия Реставрация картины

Диалоги о творческом пути
и работе Ван Гога

Коротких Елена, Макарова Ольга. Психологические полюсы Ван Гога
Клюшников Борис. Винсент Ван Гог и современное искусство
Познанская Анна, Питеря Юлий. Краски «Красных виноградников»
Познанская Анна, Юсупова Айнура. Японское влияние в творчестве Ван Гога
Петухов Алексей. «Красные виноградники в Арле» в частных собраниях и музейных коллекциях

НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ: