Фотовыставка «Дважды спасенные» организованна совместными усилиями Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Российского центра науки и культуры в Ченнаи (Индия). Выставка, приуроченная к 77-летию Великой Победы, из-за ситуации с коронавирусом будет открыта 3 сентября 2020 года. На ней будут представлены фотографии, показывающие результаты многолетней работы реставраторов музея с предметами искусства, которые пострадали в годы Второй мировой войны.
По окончании войны в 1945 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина поступили художественные ценности, вывезенные из Германии в Советский Союз в качестве компенсаторной реституции. В первое послевоенное десятилетие усилия музейных специалистов — хранителей и реставраторов — были направлены на спасение шедевров живописи Дрезденской галереи, многие из которых требовали немедленных реставрационных мероприятий.
В начале 2000-х годов научные сотрудники музея и реставраторы мастерской прикладного искусства приступили к изучению и реставрации памятников античного искусства, в том числе большого количества обгорелых и деформированных фрагментов и обломков керамики, металла, кости и стекла. Результаты многолетней работы коллектива реставраторов из нескольких музеев и специализированных мастерских Москвы были продемонстрированы на выставках ГМИИ «Археология войны. Возвращение из небытия» (2005) и «Искусство Древнего Кипра» (2014). За 10 лет было восстановлено и отреставрировано более 750 музейных предметов. В 2015 году совместно с Музеем Боде был начат проект реставрации бронзовых скульптур Донателло, а также произведений других мастеров западноевропейской скульптуры эпохи Возрождения.
Фотовыставка «Дважды спасенные» представляет лишь небольшую часть отреставрированных в мастерских Пушкинского музея предметов из фонда перемещенных культурных ценностей — 30 фотографий уникальных произведений античного и западноевропейского прикладного искусства. Созданный специально для этого проекта раздел на сайте отдела реставрации ГМИИ познакомит вас с историей музейных коллекций, судьбой отдельных памятников и замечательными результатами работы реставраторов, благодаря мастерству которых памятники мирового значения обрели вторую жизнь.
Музей кайзера Фридриха
Государственные музеи Берлина — одно из самых старых и разветвленных музейных объединений в Западной Европе. История берлинских музеев началась с художественного собрания бранденбургских курфюрстов — так называемой кунсткамеры, сформировавшейся в конце XVI века. В течение последующих веков собрание непрерывно пополнялось, что привело к разделению его на несколько музейных коллекций. Сформировавшиеся на основе кунсткамеры, собрания предметов естественной истории и античного искусства превратились в отдельные музеи, а наиболее ценные предметы декоративно-прикладного искусства составили собрание Берлинского замка. Девятнадцатый век ознаменовался открытием множества новых музеев, построенных знаменитым архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем (1781–1841) и его учениками. Для публики открылись: Королевский музей (ныне — Старый музей, 1830), Новый Музей (1855), Национальная галерея (1861), в XX веке получившая наименование «Старая Национальная галерея» после того, как была открыта «Новая». Продолжило эру бурного строительства на Музейном острове возведение Музея кайзера Фридриха.
С самого начала Музей кайзера Фридриха задумывался как музей искусства итальянского Возрождения, ведь в Берлине к этому времени была собрана едва ли не самая значительная за пределами Италии музейная коллекция итальянской скульптуры и живописи. Инициатором и вдохновителем идеи создания музея со своим зданием и коллекцией был Вильгельм фон Боде (1845–1929) — искусствовед и музейный деятель, многие годы ведший беспрецедентную кампанию по приобретению предметов искусства в Италии и за ее пределами. В интерьерах новооткрытого музея нашел отражение вкус Боде как собирателя: живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства выставлялись вместе, что отличало обстановку музея от традиционной. Отдельные залы, такие как Ротонда или Базилика, были попыткой воссоздать архитектуру и внутреннее убранство итальянских церквей. Другие, наполненные множеством мелких предметов, становились своего рода кабинетами редкостей, напоминавшими интерьеры домов частных коллекционеров.
Через несколько лет очередь расширять помещения дошла до берлинского Античного собрания — в 1910 году на близлежащей территории началось строительство Пергамон-музеума. Помимо знаменитого Пергамского алтаря в нем были выставлены коллекции Переднеазиатского музея и Музея исламского искусства. C 1930 по 1939 год рядом располагался Немецкий музей, в котором были представлены шедевры немецкой скульптуры.