История проекта
ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации (ГосНИИР) запустил исследовательский проект по реставрации и реконструкции фрагментов древней монументальной живописи из Эребуни. Эта уникальная коллекция урартских настенных росписей появилась в фондах ГМИИ благодаря совместной археологической экспедиции Института археологии и этнографии Академии наук Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина на холме Арин-Берд в 1952-1973 годах.
Идея проекта по реставрации и реконструкции фрагментов урартской монументальной живописи появилась еще в 2016 году. При реставрационном осмотре было установлено, что фрагменты древних росписей находятся в аварийном состоянии и требуют незамедлительной реставрации. ГМИИ им. А.С. Пушкина обратился в Отдел монументальной живописи ГосНИИР, чтобы привлечь специалистов к исследовательским и реставрационным работам. На просьбу музея откликнулся меценат Владимир Эдуардович Карташян, который изъявил желание пожертвовать деньги на реализацию проектов, посвященных урартской коллекции. 29 мая 2017 года с ним был подписан договор, и уже в июне 2019 года первые девять фрагментов росписей были возвращены из реставрации.
Читать полную версиюИстория проекта
Идея проекта по реставрации и реконструкции фрагментов урартской монументальной живописи появилась еще в 2016 году.При реставрационном осмотре памятников коллекции Урарту, которые поступили на хранение в ГМИИ им. А.С. Пушкина из раскопок в Армении еще в 60-е годы прошлого века, хранитель Анастасия Александровна Ясеновская обнаружила, что фрагменты древней монументальной живописи находятся в аварийном состоянии и требуют незамедлительной реставрации.
Было совершенно ясно, что реставрацией должен заниматься опытный профессионал, специалист по археологической живописи. ГМИИ им. А.С. Пушкина обратился в Отдел монументальной живописи Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Было решено привлечь к работе над коллекцией реставратора Галину Эдуардовну Вересоцкую, имеющую большую практику в области консервации археологической живописи.
На нашу просьбу откликнулся меценат, который изъявил желание пожертвовать деньги на реализацию проектов, посвященных урартской коллекции – Владимир Эдуардович Карташян, член совета директоров «Стройтранснефтегаза». ГМИИ им. А.С. Пушкина выражает ему глубокую благодарность за поддержку исследовательских и реставрационных проектов музея.
29 мая 2017 года с Владимиром Эдуардовичем Карташяном был подписан договор, и сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина приступили к реализации запланированных проектов. Были проведены работы по 3D-реконструкции караса (сосуда для вина) из собрания музея, которая позволила рассчитать точный объем самого большого из известных урартских сосудов1, закуплен стереоувеличитель для реставрационных работ над росписями. С октября 2017 по февраль 2018 года лаборатория химико-технологических исследований ГосНИИР исследовала пигменты, грунт и связующее фрагментов росписей для разработки методики реставрации. В апреле 2018 года, когда все предварительные работы были завершены, Галина Эдуардовна Вересоцкая приступила к реставрации. В июне 2019 года завершился первый этап реставрации монументальных росписей, девять фрагментов были возвращены в хранение Отдела Древнего Востока.
1 Новость об этом событии: http://www.arts-museum.ru/news/archive/2017/12/14/
