Клод Моне

Скалы в Бель-Иль (Пирамиды Пор-Котон. Бурное море)
1886
Холст, масло
65×81 см

О картине

«Скалы в Бель-Иль» стали первой работой Клода Моне, попавшей в собрание Сергея Щукина. Впоследствии в его коллекции оказались одиннадцать картин мастера, созданных в разные периоды. Моне работал над полотном осенью 1886 года. Известно, что художник пробыл на острове Бель-Иль с 12 сентября по 25 ноября. В этот время он написал около сорока произведений, в том числе шесть вариантов скал, известных как «Пирамиды Пор-Котон». Композиция, наиболее близкая картине из щукинского собрания, находится в коллекции Новой глиптотеки Карлсберга в Копенгагене. Все шесть вариантов были представлены в 1889 году на выставке в галерее Жоржа Пти. Предисловие к каталогу выставки написал драматург, критик и романист Октав Мирбо, необычайно популярный и в России.

Оказавшийся на острове в Бискайском заливе Моне был потрясен разницей между спокойными водами Ла-Манша у берегов Нормандии, где он прежде писал, и бурлящей стихией Атлантического океана. Вскоре после прибытия он написал Гюставу Кайботту: «Я очутился в краю величественной дикости, где громоздятся вселяющие ужас скалы и где море переливается невероятными красками...» В это время стиль мастера претерпел значительные изменения: динамичная композиция с извивающимися, словно живыми существами, скалами, чьим очертаниям вторят многочисленные экспрессивные мазки, превращают морской пейзаж в сцену, полную драматического напряжения. Некоторые исследователи считают, что Моне избрал столь необычную композицию под впечатлением от ксилографии Утагавы Хиросигэ (1797–1858), которая хранилась в его обширной коллекции японского искусства.

Видео

Тизер

История создания
картины