Статуэтка «Иоанн Креститель» была приобретена виднейшим деятелем берлинских музеев и известным историком искусства Вильгельмом фон Боде (1845-1929) во Флоренции в 1878 году у наследников старинного флорентийского рода Строцци вместе с несколькими выдающимися произведениями живописи и скульптуры. Роль посредника в этой исторической по масштабу сделке осуществлял Стефано Бардини (1836-1922), наиболее значительный итальянский антиквар своего времени. Определенная и опубликованная Боде как собственноручная работа Донателло, статуэтка стала гордостью собрания и неоднократно фигурировала в довоенной литературе. Боде датировал статую временем около 1423 года и предполагал, что она была заказана Донателло для баптистерия в Орвьето, но не установлена на свое место. Уже после исчезновения памятника в послевоенный период, ряд критических статей английских и американских искусствоведов, написанных на материале архивных фотографий, опроверг теорию Боде, и вместе с тем вывел «Иоанна» из числа работ, приписываемых скульптору. Обнаружение уже в новейшее время архивных документов, упоминающих статуэтку Иоанна с атрибуцией Донателло (инвентарь Палаццо Мартелли 1493 года), и ряд стилистических пересечений с несомненными работами мастера (фигуры Добродетелей с Баптистерия в Сиене; деревянная статуя Магдалины) позволяет со всей серьезностью вернуться к первоначальной атрибуции скульптуры Донателло. Определенную роль в этом играют и материалы технико-технологических исследований.
Исследования