Андреа дель Верроккьо, Положение во гроб

Автор Андреа дель Верроккьо
Название Положение во гроб, полурельеф
Датировка Вторая половина XV века
Материал терракота
Размеры 29х43 см
Мастерская Мастерская реставрации предметов прикладного искусства
Увеличить

Этот небольшой и фрагментарно сохранившийся терракотовый рельеф с изображением сцены Оплакивания Христа принадлежит к числу наиболее значительных произведений бывшего берлинского собрания. Представленные на нем фигуры Христа, коленопреклоненного мужчины (Никодима или Иосифа Аримафейского), Богоматери, Марии Магдалины, и еще одной женщины слева сохранились целиком. Верхняя часть рельефа и правый угол были уже утрачены, когда рельеф был впервые документирован в середине XIX столетия (его в 1888 г. подарил берлинским музеям известный меценат Джеймс Симон; ранее рельеф принадлежал венгерскому коллекционеру Ференцу Пульски, который купил в том же виде во Флоренции в 1865 г.). Это делает затруднительной идентификацию остальных персонажей - женской фигуры с обнаженной грудью в левой части, и мужской фигуры справа (по всей вероятности, изображавшей Св. Иоанна). В мае 1945 года рельеф был поврежден пожаром, и голова Магдалины теперь утрачена.

Атрибуция флорентийскому скульптору Андреа дель Верроккьо является на сегодняшний день общепринятой, хотя точная датировка продолжает вызывать вопросы. Виртуозная разработка складок одежды и черт лица фигур находит параллели в других произведениях, связанным с именем мастера: паре терракотовых рельефов с фигурами ангелов (Лувр, Париж), эскизу фигуры воина для «Серебряного алтаря» Флорентийского Баптистерия (Лондон, частное собрание) и даже в знаменитой монументальной группе «Неверие Фомы», выполненной для Орсанмикеле. Не до конца ясным остается первоначальное предназначение рельефа –предположения о том, что он мог быть моделью рельефа для надгробия кардинала Николо Фортегуэрри из Пистойи, или же венецианского дожа, выдвинутые в начале XX в. Г. Маковским и М. Кратвелл, сомнительны. «Оплакивание Христа» не раз сравнивалось с известной работой Леонардо да Винчи «Поклонение Волхвов» (Уффици, Флоренция), с которой их объединяет треугольная пространственная компоновка центральных фигур. Есть немалая вероятность того, что Леонардо, уехавший в 1482 году в Милан и оставивший работу незавершённой, видел рельеф в мастерской своего учителя.

 

Исследования