Рецензия на книгу «Картина Якоба Йорданса «Сатир в гостях у крестьянина». Исследования и реставрация»

«Картина Якоба Йорданса «Сатир в гостях у крестьянина». Исследования и реставрация» – первое издание из запланированной серии, посвященной возрождению художниками-реставраторами ГМИИ им. А.С. Пушкина шедевров живописи старых мастеров. Реставраторы не только «лечат» картину, возвращая прославленному произведению первоначальный авторский облик, но и проводят исследования, позволяющие подробно вникнуть в обстоятельства создания картины и ее последующего многовекового бытования, иконографии сюжета, а также уникальных особенностей творческой практики живописца.

Картина Якоба Йорданса «Сатир в гостях у крестьянина», написанная около 1622 года, поступила в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в 1930 году. До 1769 года картина находилась в Дрездене в собрании министра саксонского короля Августа III графа Генриха Брюля (1700 – 1764), а затем была куплена Екатериной II для эрмитажной коллекции.

Как и большинство произведений XVII века, полотно Якоба Йорданса неоднократно подвергалось различным технико-технологическим анализам, а также разновременным и разнохарактерным реставрациям. Некоторые из них носили косметические цели, некоторые – оставили существенные следы, изменив первозданный облик картины. Неизбежное воздействие времени, транспортировки, разные режимы хранения и агрессивные среды, связанные с различными подходами к реставрации на протяжении почти 400 лет существования произведения – все это повлияло на его сохранность.

В 2012 году – в год столетнего юбилея ГМИИ им. А.С. Пушкина, при финансовой поддержке компании JTI (Japan Tobacco International) были осуществлены комплексное изучение картины и ее последняя капитальная реставрация, вызванная почти аварийным состоянием грунтового кракелюра с красочным слоем, грозившим утратой живописного полотна.

Реставрационный совет ГМИИ, состоящий из ведущих реставраторов и хранителей живописи во главе с Т.В. Потаповой, главным хранителем музея; В.А. Садковым, заведующим отделом искусства старых мастеров; И.В. Бородиным, заведующим отделом реставрации, на основе изучения пигментов и красителей, техники живописи фламандских мастеров XVII века, а также индивидуальных приемов Якоба Йорданса, определил стратегию реставрационных работ, позволивших восстановить художественный облик картины, соответствующий первоначальному авторскому замыслу.

В технологических исследованиях картины «Сатир в гостях у крестьянина» приняли участие сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина: заведующий лабораторией физических методов исследования Ю.В. Питеря; художник-фотограф А.Ф. Кудрявицкий; заведующая рентгеновской лабораторией (1982 – 2002) А.В. Васильева; ведущие научные сотрудники научно-исследовательской лаборатории Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН Л.А. Паутов и А.А. Агаханов; научный сотрудник Виндзорского государственного университета (Канада) Д.Ю. Гаврилов; Президент компании Tessonics Corp. (Канада), профессор Р.Г. Маев.

Реставрационные работы осуществлялись художником-реставратором в/к, генеральным директором АО «Феномен» Н.П. Синициной; а также художниками-реставраторами ГМИИ им. А.С. Пушкина: заместителем заведующего отделом реставрации Н.С. Кошкиной, художниками-реставраторами 2 кат. Н.В. Колесниковым и Е.В. Юниной.

Иллюстрации высокого качества позволяют «увидеть» все этапы реставрации, рентгенограммы и микрошлифы. Большое полотно (153 х 205 см), не было дублировано на новый холст, что дало возможность изучения его оборотной стороны с целью определения этапов создания картины.

Книга, открывающая читателю секреты фламандской живописи XVII века, снабжена историческим очерком о творчестве Якоба Йорданса, подробным анализом иконографии сюжета «Сатир в гостях у крестьянина», а также обширным справочным материалом по технологии создания большеформатных картин; отдельная глава посвящена «палитре» Якоба Йорданса, включавшей ультрамарин – самую дорогую краску того времени, которую производили из ляпис лазури.

Потребность эпохи барокко в крупноформатных многофигурных полотнах на исторические, мифологические и христианские сюжеты была огромна. Фламандские мастера первой трети XVII века разработали собственную систему создания монументально-декоративных композиций, переработав традиционную технологию нидерландских живописцев XV–XVI веков, чьими наследниками они являлись.

Книга предназначена как для специалистов: искусствоведов, реставраторов, художников, так и для широкого круга читателей.