Удаление сажи с керамических экспонатов

Проблема удаления сажи с экспонатов очень редко возникает в работе реставратора. В археологии сажа является носителем информации о предмете и поэтому, ее не удаляют. История трофейных экспонатов переданных в ГМИИ им. А.С. Пушкина после Второй мировой войны была связана с пожаром в бункере. Результаты горения можно было обнаружить почти на всех памятниках – сажа, капли свинца и наплывы стеклянной массы покрывали поверхности открытые огню. Эти «носители информации» необходимо было удалить. Настоящая статья рассматривает проблему удаления стойкого пигмента с поверхности пористого не глазурованного обожженного черепка. Решение, предложенное в данной статье, не может быть использовано на других материалах.

Первые экспонаты были переданы в реставрацию в конце июля 2004 года. Традиционные методы известные реставраторам (компрессы с органическими растворителями, компрессы с перекисью водорода и механическое воздействие ватных тампонов с органическими растворителями) были опробованы на незначительных участках (боковые и тыльные стороны) экспонатов и показали несущественное удаление черного пигмента. Основная его часть оставалась в порах керамики и не удалялась.

Известно, что сажа является пигментной составляющей некоторых красок (среди масляных художественных красок есть черный цвет, который так и называется «сажа газовая»). В словаре-справочнике1 в разделе «Сажа» читаем - «Сажа (иначе технический углерод)- чрезвычайно мелкодисперсный насыщенно черный абсолютно светопрочный пигмент. По химическому составу сажа представляет собой почти чистый углерод, получаемый термическим разложением углеводородного сырья –1 . жидких масел нефтяного или каменно-угольного происхождения и 2 . природного, нефтяного, пиролизного или коксового газа».

Практика работы с керамикой и наблюдение за обожженными изделиями подсказали возможный выход для решения этой проблемы. Было замечено, что при высоких температурах 800- 900 градусах С, при которых происходит спекание черепка, выгорают все органические примеси, попадающие в глину.

В реставрационной практике известна методика укрепления клинописных табличек способом дообжига в муфельной печи, разработанная в ГЭ реставратором В.И.Строгановой и применявшаяся на практике в лаборатории ГМИИ им. А.С.Пушкина реставратором Т.А. Кох.

По этой методике сначала исследуют глину, определяя, подвергалась ли она прогреву. Если глина подвергалась обжигу и ее структура достаточно прочная, то таблички прогревают до температуры 350-400 градусов С.

«А необожженные или слабо обожженные таблички, гораздо менее прочные (если капнуть на них водой, то под микроскопом хорошо видно, как расплываются в воде частицы глины), приходится прогревать до 550-570 градусов С, но не выше 573 градусов С. Это достаточно безопасная, «щадящая» температура, которая еще не вызывает серьезных структурных изменений в глине, не делает ее хрупкой, но в то же время гарантирует прочность, достаточную для дальнейшей работы.» - Писала В.И. Строганова2 .

В нашем случае экспонаты были обожжены дважды. Первый раз - при изготовлении (в античное время), второй раз – при пожаре ( во время войны). Проведенные на керамических образцах эксперименты по удалению сажи в печи муфельного типа в мастерской ГТГ дали положительный результат. Обжиг на 900 градусов С˚ удалил сажу без дополнительного механического воздействия.

Но было несколько существенных аргументов против столь радикального подхода.

  1. Лицевая сторона некоторых экспонатов была покрыта сажей целиком. Черный пигмент мог скрывать роспись, нанесенную красками, которые могли быть уничтожены высокой температурой или могли изменить свой цвет под воздействием высокой температуры. Сведений о внешнем виде экспонатов до войны не было.
  2. Структура черепка могла быть засолена. Находясь в растворе равномерно по всему черепку, соли безопасны. При обжиге межкристаллическая вода подтягивается к поверхности и испаряется. Соли увлекаются водой к поверхности и начинают кристаллизоваться, увеличиваясь в объеме, разрушая структуру поверхностного слоя керамики.
  3. Все экспонаты имели трещины, которые при обжиге обязательно увеличиваются, а иногда - существенно, ослабляя экспонат, грозя его разрушением.

Все вышеперечисленное необходимо было учитывать, дабы не навредить экспонатам больше того, что было сделано войной.

На подготовленных образцах были продолжены эксперименты по удалению сажи. В результате температура была понижена до 700 градусов С. После этого из множества черепков, с согласия хранителя Л.Н. Акимовой были отобраны 2 самых незначительных по размерам и без очевидных солевых разрушений, но со следами тонировок и покрытых сажей. Их обжиг при температуре 700 градусов С показал, что пигменты, нанесенные на поверхность черепка, не выгорают вместе с сажей.

Этот результат был доложен Реставрационному совету, который одобрил выбранное направление работ и разрешил провести термическую очистку экспонатов, лицевая поверхность которых была покрыта сажей полностью, а структура черепка - прочной, без солевых разрушений. Это были: «Архитектурная плита с изображением двух грифонов по сторонам горгонейона» и «Медальон с маской силена». Из «Архитектурной плиты» были удалены металлические штыри (крепеж предыдущей реставрации), старые гипсовые мастиковки. Старые швы были расчищены. После подготовительных работ, проводилась термическая очистка, затем остывшие части экспоната были подготовлены к монтажу – трещины и поверхности разломов укреплены слабым раствором полимера. Высохшие после пропитки фрагменты были склеены, а швы замастикованы. Результаты этих работ вы можете увидеть на снимках.

В ходе реставрационных работ проводились эксперименты по снижению температуры прогрева с целью уменьшения риска воздействия высоких температур. Изменился подход к максимально допустимым температурам. Наивысший показатель составлял уже 600 градусов-С, а наименьший – 450 градусов-С, что приближалось к методике В.И.Строгановой. Важно отметить, что найденный метод позволял подбирать к каждому керамическому экспонату температуру, необходимую для его очистки в зависимости от степени загрязненности сажей и состояния черепка. Несмотря на это, далеко не все «закопченные» черепки проходили термическую очистку. Прогреву подвергались памятники прошедшие тщательный отбор.

В ходе работы приходилось возвращаться к, казалось бы, уже отреставрированным памятникам. Термическая очистка вернула первоначальный вид керамике, что позволяло хранителям легче находить недостающие отбитые фрагменты. Так было с экспонатом «Подвесная плита с фигурой стоящей богини».

Все проведенные реставрационные работы касались в основном архитектурных рельефов и керамической скульптуры. Эти экспонаты отличает от традиционных утилитарных керамических изделий массивность, большая толщина черепка, упрощенный характер росписи. В ходе экспериментальных работ было очищено несколько фрагментов вазы, но основные работы по удалению сажи с тонкостенных расписных ваз были оставлены на будущее. На будущее были оставлены химические исследования, связанные с обессоливанием экспонатов. Вследствие всего вышесказанного, работу по этой методике нельзя считать полностью завершенной, а применение ее на практике не подготовленными реставраторами считаю преждевременным .

В результате проведенных реставрационных работ к открытию выставки «Археология войны. Возвращение из небытия», посвященной 60-летию победы во Второй мировой войне и проходившей в ГМИИ им. А.С. Пушкина, было очищено от сажи более 200 керамических экспонатов.

Основным преимуществом термического метода очистки перед уже известными в реставрационной практике следует назвать минимальный контакт реставратора с очищаемой поверхностью объекта при максимальном очищающем эффекте.

_____________

  1. Б.И.Березин «Полиграфические материалы» словарь-справочник. Москва 1978 г.
  2. «Химия и жизнь» журнал за 1985 год № 11.