Еще раз о значении термина «копия» в скульптуре

Понятия "копия", "реплика" и "репродукция" относятся к числу наиболее важных и емких в терминологии скульптуры. Именно они помогают нам наиболее кратко охарактеризовать степень аутентичности и художественной ценности большинства произведений. Эти заимственные слова не имеют смысловых эквивалентов в русском языке, поскольку наиболее близкие к ним понятия «повторение» и «воспроизведение» носят довольно размытую смысловую окраску. Зачастую мы пользуемся ими произвольно, не задумываясь об их подлинном значении. В результате «копия» и «реплика» сливаются для многих в единое понятие, несмотря на то, что слова не являются семантическими синонимами. Напротив, "репродукция" применяется по отношению к скульптуре редко и лишь немногими профессионалами. Это не удивительно, поскольку данные термины сопровождаются весьма расплывчатыми и даже противоречивыми дефинициями в большинстве русскоязычных энциклопедических изданий и словарей. Однако устоявшиеся понятийные ошибки неизбежно влекут за собой искаженные или даже полностью неадекватные оценки художественных произведений, что является абсолютно недопустимыми при научном их изучении.

Данная тема является слишком обширной, поэтому мы поставим перед собой некоторые ограничения. Особенно важным, на наш взгляд, является правильное понимание и применение понятия «копия», которое фактически вытеснило из нашего профессионального языка термин «репродукция». Различия между «копией» и «репликой» кажутся нам слишком очевидными, хотя эти понятия и используюися иногда как взаимозаменяющие.[1] Квалифицируя произведение тем или иным образом, мы берем на себя немалую ответственность, поскольку определяем тем самым его место в общей ценностной шкале скульптуры.

Базовым определением этого термина в настоящее время по-прежнему является толкование, приведенное в последнем издании БСЭ.[2] Следуя его логике, мы можем отнести к разряду копий только художественные произведения, выполненные вручную, при исполнении которых копиист, по сути дела, воспроизводит заново весь процесс создания автором исходного оригинала.

История копирования берет свое начало в глубокой древности. В эпоху Античности повторению подверглось большинство скульптур, получивших известность. Это происходило по целому ряду причин, из которых художественно-эстетические не всегда стояли на первом месте. О масштабах такого копирования мы можем сейчас лишь догадываться. В настоящее время многие работы древнегреческих мастеров известны лишь по поздним римским воспроизведениям, зачастую созданным в другом материале.[3] Неизбежные различия между сохранившимися образцами позволяют скорректировать наши представления об утраченном оригинале, а также являются красноречивым свидетельством эволюции художественных вкусов. Индивидуальные особенности копий, а также приобретенная ими многовековая «патина времени» позволяют расценивать каждое из этих произведений как уникальное. Новая мощная волна копирования антиков наступает в эпоху Возрождения.

Копирование скульптуры осуществляется двумя традиционными методами, основанными на технологиях ваяния:

1) вырубкой из камня, либо другого твердого материала с помощью пунктир-машины - способом наиболее трудоемким, но позволяющим достичь высокой точности. Копиистом в данном случае может быть только профессиональный мастер-исполнитель, знающий свойства материалов и владеющий этой технологией, от уровня его мастерства зависит качество копии;

2) лепкой с натуры – способом более доступным, но менее точным и поэтому несовершенным по конечному результату, допускающим некоторую свободу интерпретации; работающий этим методом копиист должен владеть профессиональными художественными навыками.

Однако в БСЭ в качестве одной из возможных разновидностей скульптурной копии также указывается слепок.[4] Такое трехмерное воспроизведение выполняется методами формовки и последующей отливки. Его исполнителем является форматор. Это рабочая профессия, широко востребованная не только в художественной сфере, но и в промышленности, где она получила название «формовщик». Форматоры скульптуры осуществляют также процесс последующего литья. От их профессиональной опытности зависит очень многое - любые погрешности в работе неизбежно приводят к искажению авторского замысла, отражаются на качестве отливки и даже могут стать причиной повреждения исходного произведения (в некоторых случаях - авторского оригинала). Тем не менее, этот труд носит сугубо технический, вспомогательный характер. Таким образом, способ воспроизведения скульптуры методами формовки и литья не может рассматриваться нами как художественный процесс, и его следует отнести к репродуцированию. Поэтому слепки и другие разновидности отливок являются не копиями, а репродукциями.[5] В большинстве случаев они тиражируются, причем формы могут сниматься многократно и уже без авторского надзора за качеством.

Термин «репродуцирование» используется по отношению к скульптуре довольно редко, поскольку ошибочно относится многими лишь к двухмерным памятникам. [6] Однако он уже давно введен в профессиональную лексику отечественных технологов скульптуры. Например, «за разработку и внедрение новой технологии гальванопластики при репродуцировании скульптур в металле» Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы за 1949 год третьей степени была присвоена группе сотрудников ленинградского завода «Монументскульптура» и Н.В. Одноралову, заведующему лабораторией Московского институт прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ).[7] За рубежом термины «репродукция» и «репродуцирование» безоговорочно приняты по отношению к отливкам и гальванопластическим воспроизведениям и широко используется в научных публикациях.[8]

Материалы, используемые при репродуцировании скульптуры, имеют свои индивидуальные технологические особенности. Они затекают в форму в холодном или расплавленном состоянии, расширяясь, либо давая усадку, что неизбежно влияет на габариты получаемого воспроизведения. Иногда выбор материала бывает продиктован художественными особенностями исходной скульптуры.[9] От него зависят не только точность воспроизведения, но и долговечность и практичность в эксплуатации [10], а также конечная стоимость изделия. Но главным кретерием в оценке качества репродукции все-таки является степень ее приближенности к оригиналу.

В 1974 году была опубликована книга Н.В. Одноралова «Гальванотехника в декоративном искусстве», в которой «описывается техника репродукции методом гальванопластики художественной скульптуры всех видов – от монументальной круглой скульптуры до медальерной».[11] Автор убедительно подтверждает правомерность использования этого термина самим изложением особенностей технологии. Скульптура, воспроизведенная методом гальванопластики («гальванопластическая скульптура»),[12] является наиболее приближенной к исходному оригиналу, поскольку медь осаждается на форму из электролита буквально по микронам. Совершенно очевидно, что в настоящее время данная технология занимает первое место по качеству репродуцирования трехмерных произведений.[13]

Имеющее непосредственное отношение к гальванопластике понятие «гальванокопия» отсутствует как в БСЭ, так и других отечественных энциклопедических изданиях. Однако оно активно используется, в первую очередь, в среде нумизматов и фалеристов. Например, в книге И.А. Ларина-Подольского «Монеты СССР. Большая иллюстрированная энциклопедия» в разделе «Краткий словарь нумизмата» приводится следующее толкование: «Гальванокопия – копия монеты, в отличие от чеканки, изготовленная методом гальванизации, – методом покрытия металлических предметов слоем какого-либо металла по заготовленному «негативному» рисунку».[14] В «Словаре нумизмата», составленном В.Д. Гладким, это понятие также определяется как «копия с монеты или медали, изготовленная методом гальванопластики».[15] Еще раз напомним, что все существующие методики воспроизведения трехмерной авторской поверхности, основанные на снятии формы, могут быть квалифицированы только как репродуцирование. Поэтому совершенно очевидно, что семантическая структура слова «гальванокопия» (как и «гальванокопирования») является абсурдной. Оно должно быть исключено из профессионального языка и заменено понятием «гальванорепродукция», либо более общим «гальванопластика».

Если гальванопластика позволяет безукоризненно воспроизводить металлические оригиналы, то скульптуры из камня, дерева, керамики, цемента и т.п. целесообразнее всего репродуцировать в гипсе. Этот материал доступен, дешев и сравнительно прост в работе, он примененялся древними египтянами уже в XVII тысячелетии до нашей эры.[16] Данная технология уступает по точности гальванопластике, но она также по-своему совершенна. Гипс легко окрашивается, поэтому опытный живописец-копиист методом многослойной тонировки способен добиться иллюзии другого скульптурного материала, передать его природный цвет, текстуру и как бы заново воссоздать на поверхности «патину времени». Он является самым универсальным из материалов, использующихся для репродуцирования произведений пластики.

Гипс широко применялся для воспроизведения миниатюрных предметов, в первую очередь, произведений глиптики и нумизматики. Он особенно широко использовался с этой целью в XVIII столетии, ставшем эпохой расцвета европейской моды на дактилиотеки и нумизматические кабинеты. Для этого также применялись другие материалы, имеющие собственные технологии: сургуч, сера и стеклянные пасты.[17]

Ярким доказательством достоинств и богатейших возможностей в использовании гипсовых отливов являются многочисленные музеи слепков, появлявшиеся в Европе XIX века один за другим. Они не утратили своей просветительской значимости и сейчас, давая нам возможность получать энциклопедические знания по истории скульптуры. Не являясь художественными памятниками, слепки доносят до нас максимально полную информацию об оригиналах и доставляют эстетическое удовольствие. Такие скульптуры долговечны, но требуют осторожного обращения – пористый гипс боится высокой влажности и механических повреждений, в том числе, поверхностного красочного слоя, иногда довольно сложного, который страдает в первую очередь.[18]

Гипсовые репродукции нельзя путать с так называемыми «авторскими гипсами» - отливами, выполненными под контролем самого скульптора и нередко им доработанными. Они создаются с целью сохранения авторского художественного замысла, воплощенного в модели, вылепленной из мягких пластических материалов (глины, пластилина или воска). Для перевода в твердый материал оригинал заливается гипсом, который образует «черновую» форму. При выемке из нее авторская модель неизбежно разрушается. С такой формы можно получить лишь единственную гипсовую отливку, поскольку после того, как залитый в нее гипс отвердевает, форма неизбежно разрушается. Поверхность при необходимости корректируется самим автором. Полученная таким образом скульптура носит название «авторский гипс» или «авторская отливка». Она является уникальным произведением, наиболее близким к авторской модели и ценится выше всех последующих. После утраты исходной модели, выполненной в мягком материале, она обретает статус авторского оригинала.

Возвращаясь к тиражным отливкам, мы считаем необходимым выделить по сложности группу слепков, воспроизводящих полихромную скульптуру и имеющих роспись, выполненную живописцем-копиистом. К числу наиболее трудоемких в этом отношении относятся репродукции произведений майолики и терракоты эпохи Возрождения. Их многочисленные примеры представлены в экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина. К числу наиболее сложных и качественных слепков в собрании относится пристенное надгробие епископа Беноццо Федериги из церкви св. Панкрация (с начала XIX века - в церкви Сан Франческо ин Паоло) во Флоренции, созданного в 1454 - 1455 году скульптором Лукой делла Роббиа.[19] Эффект полихромной керамической росписи мастерски воссоздан на гипсе средствами масляной живописи. Ее автором является флорентийский художник Э. Нанничини, поставивший свою подпись в правом нижнем углу: «E. Nannicini 1903 Ferenze». Этот редкий случай подписной работы живописца-копииста, по-видимому, объясняется ее особой сложностью. Рубеж XIX - ХХ века стал, пожалуй, временем наивысшего подъема ремесла изготовления гипсовых репродукций. Слепки тех лет, представленные в европейских и американских музейных собраниях, поражают высочайшим исполнительским мастерством, многие секреты которого уже позабыты.

Этому предшествовал великий энтузиазм второй половины XIX столетия, когда были сформированы крупнейшие музейные и университетские собрания слепков,[20] и на Всемирной выставке 1867 года, проходившей в Париже, по инициативе первого директорa Южно-Кенсингтонского музея Генри Коула[21] была заключена «Международная конвенция для содействия всемирному репродуцированию произведений искусства на благо музеев всех стран», подписанная высокопоставленными лицами пятнадцати европейских государств.[22]

Факсимильная точность и тиражность гипсовых слепков декларировалась фирмами-изготовителями. Термин «репродукция» нередко фигурировал в заглавиях ассортиментных каталогов. Как это было, например, в публикациях бостонской фирмы «П. П. Капрони и Брат» - в многократно переиздававшемся «Каталоге гипсовых репродукций с древней, средневековой и современной скульптуры».[23] (Ил. 1) Это предприятие, основанное в 1892 году, стало одним из крупнейших производителей гипсовых репродукций, поставлявшихся в американские музеи, университеты и художественные учебные заведения, а также за пределы страны. Братья Пьетро и Эмилио Капрони были выходцами из Тосканы и обучились этому ремеслу у себя на родине. Качество их репродукций ни в чем не уступало лучшим европейским мастерским. В аннотации к каталогу 1911 года приведены рассуждения братьев Капрони по поводу слепков: «Качество гипсовой репродукции имеет огромное значение. Подлинные произведения обладают тонкостью трактовки, неким настроением, которое в случае его утраты при репродуцировании помещает репродукцию за пределы того, что мы классифицируем как художественное». [24] В начале ХХ века ассортимент этой фирмы насчитывал многие тысячи наименований. Как правило, слепки продавались неокрашенными, либо тонированными под слоновую кость. В 1900 году для демонстрации этих образцов в Бостоне была открыта галерея, представлявшая, по сути дела, скульптурный музей. В каталогах опубликованы виды отдельных залов этой экспозиции. (Ил. 2.)

Бронзовые отливки занимают третье место по точности репродуцирования после гальванопластических воспроизведений и слепков. Они долговечнее и практичнее слепков, но дороже их по материалу и сложнее по технологии исполнения. Процесс формовки и отливки из бронзы существенно отличается от работы с гипсом. Для изготовления отливки с модели (авторского гипса) снимают кусковую форму, по которой делают гипсовую отливку (т.н. рабочая модель), являющуюся репродукцией. С нее в свою очередь снимается литьевая форма, в которую заливается бронза. Получается, что с репродукции делают еще одну репродукцию. Бронзовые воспроизведения отличаются от оригиналов по габаритам, поскольку при остывании металл неизбежно дает усадку (до 4%).

Бронзовые отливки, выполненные под авторским контролем, называются «авторскими». Однако, в отличие от «авторских гипсов», они, по сути дела, являются репродукциями. Ведь любая отливки по форме, будь то гипс, бронза, либо другой материал, является техникой репродуцирования, подразумевающей определенный тираж. В некоторых случаях, например, при отливке памятников, этот тираж ограничивается изготовлением только одного экземпляра. Перед нами возникает очевидный парадокс. Как же квалифицировать подобные произведения? По-видимому, их следует определять как авторский тираж. Похожая ситуация существует и в печатной графике, где все полученные оттиски принято считать авторскими подлинниками. Уникальные бронзовые отливки ценятся чрезвычайно высоко, зачастую они имеют более тщательную проработку (например, прочеканку) и декоративное покрытие (патину, позолоту и т.п.), нанесенные по замыслу самого скульптора. Во многих случаях они являются завершающей ступенью в реализации творческого замысла. Однако, как уже говорилось, эти воспроизведения все-таки уступают по степени аутентичности так называемым «авторским гипсам» (отливкам, выполненным непосредственно с авторских моделей).[25]

Следующее место среди репродукционных материалов занимает керамика (главным образом, терракота и фарфор). Однако большая усадка при сушке и обжиге (до 10 - 25%) делает эти материалы наименее приемлемыми. Настоящую ценность представляют только репродукции, выполненные по сохранившимся авторским формам. Этим методом обычно пользуются старые европейские предприятия, в том числе и Императорский фарфоровый завод.[26] Однако данная технология подходит только для воспроизведения неглазурованной пластики, либо изделий с локальными по цвету покрытиями или предельно упрощенным полихромным декором. Оригиналы с глазурями восстановительного обжига, либо сложной росписью, трудно повторить, поэтому репродукции терракотовой скульптуры и майолики, как правило, выполняются из гипса. Приведенный ранее пример слепка из собрания ГМИИ является хорошим тому подтверждением.

Репродукции из полимеров, получившие широкое применение во второй половине ХХ столетия, могут быть очень долговечными и близкими по передаче материала оригиналу. По мнению Н.В. Одноралова методики литья из синтетических материалов отработаны настолько хорошо, что они также могут успешно использоваться в репродуцировании скульптуры.[27] Полимеры дают минимальную усадку, обладают достаточной прочностью и сравнительно недороги, поэтому со временем они смогут занять достойное место среди репродукционных материалов, потеснив гипсовые слепки. Пластик значительно прочнее гипса, что облегчает эксплуатацию изготовленных из него предметов.

Новейшей технологией репродуцирования является воссоздание по цифровой модели с применением 3D-сканеров и 3D-принтеров. С их помощью можно повторить скульптуру любой сложности, однако современная техника еще не научилась воспроизводить фактуру оригинала (матовую, либо полированную поверхности, текстуру дерева и т.п.), поэтому данный способ репродуцирования является еще очень несовершенным. По степени точности такие репродукции можно поставить пока еще только на самое последнее место.

В профессиональном словаре отечественных исследователей скульптуры, занимающихся ее историей, экспертизой и атрибуцией, присутствует целый ряд фундаментальных понятий – подлинник, оригинал, реплика, копия, подделка и т.п.. Мы считаем необходимым ввести в него отчасти полузабытый, а отчасти еще не освоенный нами термин «репродукция». Завершая свои рассуждения о детерминации понятия «копия», мы совершим попытку определения ценностной шкалы скульптуры, расставив эти произведения с точки зрения их художественной значимости и близости к авторскому замыслу. Казалось бы, все совершенно очевидно - на первом месте стоят оригиналы, в том числе, авторские реплики, на втором – копии, на третьем – подделки. В этом «табеле о рангах» пока отсутствуют репродукции. Беспрестрастная объективность, в отличие от субъективности копий, позволяет поставить их на второе место после оригинала, отодвинув копии на третье место. Исключение составляют авторские репродукции (повторные отливки), которые приравниваются к оригиналам, а в случае с античной скульптурой - римские копии, выполненные с утраченных греческих оригиналов.[28]

Значение скульптуры в нашей культурной жизни трудно переоценить. И только благодаря идущим из глубокой древности традициям ее копирования и репродуцирования мы можем видеть сейчас лучшие произведения пластики в залах музеев, на городских улицах и площадях и даже у себя дома. Художественно-просветительская значимость репродукций - гипсовых и бронзовых отливок и гальванических скульптур уже давно подтверждена масштабностью подобных собраний в крупнейших музеях мира. Именно она стала основой концепции Музея изящных искусств имени императора Александра III, в залах которого была представлена с методической последовательностью история мировой скульптуры от эпохи Древнего мира и до Нового времени.

Список литературы

Большая советская энциклопедия: в 30 тт. // Гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М., 1969 – 1978. ТТ. 6, 13, 22, 23

Гладкий В.Д. Словарь нумизмата. М., 2006

Ларин-Подольский И. А. Монеты СССР. Большая иллюстрированная энциклопедия. М., 2013

Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве. М., 1974

Одноралов Н.В. Занимательная гальванотехника: Пособие для учащихся. М., 1979

Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. М., 1982

Рязанцев В.Д. Большая политехническая энциклопедия. М., 2011

Сергеев Ю.П. Выполнение художественных изделий из стекла: Учебник для художественных вузов и училищ. Москва, 1984

Советский энциклопедический словарь. // Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1981

Яхонт О.В. Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства: Избранные статьи. М., 2010.

Catalogues for Reproductions of Objects of Art, in Metal, Plaster and Fictile Ivory, Chromolithography, Etching and Photography selected from The South Kensington Museum, Continental Museums, and Various Other Public and Private Collections, produced for the use of Schools of Art, for Prizes, and for General Purpose of Public Instruction, Science and Art Department of the Committee of Council on Education, South Kensington Museum, London, 1869

Fitzpatrick Nichols M. Plaster cast sculpture: A history of touch // Archaeological Review from Cambridge. Vol.21, no. 2, 2006. PP. 114-130

P.P. Caproni & Brother: Catalogue of plaster reproductions from antique, medieval and modern sculpture. Subjects for art schools. Boston, Mass. : Caproni, 1901

P.P. Caproni & Brother: Catalogue of plaster reproductions from antique, medieval and modern sculpture. Subjects for art schools. Boston, Mass. : Caproni, 1911

In Situ: Revue des patrimoines [En ligne], n. 28, 2016: Le moulage. Pratiques historiques et regards contemporains. URL : http://insitu.revues.org/12403

Plaster Casts: Making, Collecting and Displaying from Classical Antiquity to the Present // Frederiksen R., Marchand E., eds. Brl-NY: Walter de Gruyter, 2010

Резюме

Термины "копия", "реплика" и "репродукция" не имеют смысловых эквивалентов в русском языке. Неправильное применение этих слов приводит к ошибкам в определении художественной ценности произведений скульптуры. Копия создается вручную двумя способами: 1) моделированием из глины или воска; 2) высеканием (или вырезанием) из камня, дерева и т.п..

Технологии формовки и литья не относятся к художественным методам. Поэтому бронзовые и гипсовые скульптуры, созданные таким способом, являются репродукциями. Любая отливка, созданная под контролем скульптора и им доработанная, имеет особый статус. Такое произведение является уникальным и приравнивается по ценности к оригиналам. Гальванопластика также является технологией репродуцирования, поэтому термин «гальванокопия» являтся ошибочным.

Summary

The terms "copy", "replica" and "reproduction" have no semantic equivalent in Russian. Incorrect applications of these words lead us to the errors in determining the artistic value of the sculptures. A copy is created manually in two ways: 1) modelling in clay and wax; 2) carving of stone, wood etc. The technologies of taking molds and casting are not the artistic methods. So the bronze or plaster sculptures created in this way are reproductions. Any cast made under sculptor's direction and finished by him have a special importance. Such piece is unique and equal in value to the original. Electroplating (galvanoplastics) is one of the the methods of reproduction, so the term "galvanocopy" is wrong.

Сокращения

БСЭ - Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М., 1969 - 1978

ГМИИ - Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

ЛФЗ - Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова
[1] Реплика (от лат. replico - повторяю, отвечаю) в изобразительном искусстве – это авторский оригинал, представляющий собой повторение созданного ранее произведения и, как правило, имеющий заметные отличия. В нашем профессиональном языке синонимом этого слова является «вариант».

[2] «Копия (от лат. copia - множество) в пластических искусствах, художественное произведение, повторяющее другое произведение и исполненное самим автором, либо другим художником. К. (особенно если она не используется в целях подделки) может отличаться от оригинала по технике и размерам, но, в отличие от реплики, должна точно воспроизводить манеру и композицию оригинала».

Большая советская энциклопедия: в 30 тт. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М., 1969 – 1978. т.13. С.128

[3] По справедливому замечанию одного из ведущих отечественных исследователей скульптуры О.В. Яхонта все они «представляют в определенной мере творческую интерпретацию известного оригинала (часто мраморные копии изготовлялись с бронзовых оригиналов). В то же время, благодаря сохранившимся копиям, несмотря на утрату знаменитых оригиналов, историки искусства смогли реконструировать основную канву развития искусства скульптуры в древнегреческом и древнеримском периоде истории культуры».

Яхонт О.В. Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства: Избранные статьи. М., 2010. СС.110-111

[4] Он определяется как «точная копия произведения скульптуры, прикладного искусства и других видов искусств. Получается путем снятия формы, твердой – (гипсовой) или мягкой (восковой, пластилиновой и т.д.) с оригинала и заливки в нее гипса, синтетических масс и т.п. Используется в музейных экспозициях в качестве учебного пособия, в реставрации». БСЭ. т.23. С.559

[5] Исключение составляют «авторские отливки», о которых мы скажем позднее

[6] Это понятие появляется лишь в последнем издании БСЭ: «Репродукция (от ре... и лат. produco - произвожу), 1) воспроизведение и размножение изображений (рисунков, чертежей, картин, фотоснимков, документов и т.п.). Выполняется фотографическим или полиграфическим способами .... 2) Воспроизведённый посредством печати рисунок, картина или фотографический снимок...». БСЭ, т.22, с. 41

«Репродукция (от ре... и лат. produco - произвожу) -1) Воспроизведение.2) Воспроизведение полиграфическими или другими средствами произведений изобразительного искусства (картина, рисунок, фотоснимок и т. п.)».

Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1981. С. 1132

[7] Постановление СМ СССР о присуждении Сталинских премий за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы за 1949 год // Правда. - 4 марта 1950 года

Николай Васильевич Одноралов – ведущий отечественный материаловед и технолог изобразительного искусства, автор ряда учебных пособий для художественных вузов, методически использовавший этот термин по отношению к скульптуре и декоративным изделиям из металла. В своих многочисленных публикациях он называет «репродуцированием» формовочные работы и технологические операции, связанные с тиражированием объемных произведений.

[8] Термин «репродукция» применяется по отношению к трехмерных воспроизведениям уже в ранних изданиях Южно-Кенсингтонского музея (позднее – Музея Виктории и Алеберта): Catalogues for Reproductions of Objects of Art, in Metal, Plaster and Fictile Ivory, Chromolithography, Etching and Photography selected from The South Kensington Museum, Continental Museums, and Various Other Public and Private Collections, produced for the use of Schools of Art, for Prizes, and for General Purpose of Public Instruction, Science and Art Department of the Committee of Council on Education, South Kensington Museum, London, 1869 и др.

[9] Н.В. Одноралов приводит следующий пример: «Воспроизведение скульптур в бронзе или чугуне возможно только литейным способом, к сожалению, не дающим возможности получать скульптурное произведение с абсолютной точностью; при отливке ухудшается передача мельчайших штрихов, а вместе с ними и той манеры, в которой воспроизведена лепка. Для того чтобы воссоздать скульптуру в металле с сохранением всех деталей работы скульптора, прибегают к технике гальванопластики». Одноралов Н.В. Занимательная гальванотехника: Пособие для учащихся. М., 1979. C.19

[10] Например, скульптуры, предназначенные для постановки на открытом воздухе, создаются из наиболее прочных и долговечных материалов, минимально страдающих от воздействий окружающей среды и т.п.

[11] Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве. М., 1974. (цитата из аннотации, без номера страницы) Автор многократно использует термин «репродуцирование». , убедительно подтверждая его правомерность изложением особенностей технологии.

[12] «Гальванопластика - получение толстого слоя металлических осаждений на поверхности какого-либо предмета с целью воспроизведения точных форм последнего посредством электролитического осаждения металлов из водных растворов (чаще всего осаждают медь, реже - никель, серебро, золото); при этом слепки-осаждения получаются массивными, прочными и легко отделяющимися от покрываемой поверхности; способ широко используют в воспроизводстве скульптур, медалей и др. художественных изделий».Рязанцев В.Д. Большая политехническая энциклопедия. М., 2011. С. 65

В БСЭ и большинстве словарей нетехнического профиля этот термин имеет некорректное трактование, поскольку определяется как метод копирования («Гальванопластика (от гальвано ... и греч. plastike - ваяние), получение точных металлических копий методом электролитического осаждения металла на металлическом или неметаллическом оригинале». БСЭ. т.6. С.79)

[13] В подтверждение этому приведем еще одну цитату из книги Н.В. Одноралова: «Литье в землю и даже литье по восковой модели не могут удовлетворить высоким художественным требованиям, так как необходимые последующие чеканные и другие работы отделяют репродукцию от оригинала скульптора. Метод прецизионного литья, внедренный в настоящее время в советской художественной промышленности и достигший успехов в области техники репродуцирования скульптур, повысил точность передачи оригинала. Однако ни прецизионное литье, ни любой из других видов современного литья, применяемый в художественной промышленности, не может сравниться по точности репродуцирования с техникой гальванопластики, безукоризненно передающий все тонкости оригинала и тем сохраняющей всю специфику мастерства скульптора». Одноралов Н.В. Ук. соч., с.3

[14] Ларин-Подольский И. А. Монеты СССР. Большая иллюстрированная энциклопедия. М., 2013. С.248

[15] Гладкий В.Д. Словарь нумизмата. М., 2006. С. 38

[16] Краткая научная информация об истории применении гипса в Древнем Египте, Греции и Риме примодится, например, в статье Руне Фридерексен: Frederiksen R. Plaster casts in Antiquity. // Plaster Casts: Making, Collecting and Displaying from Classical Antiquity to the Present // Frederiksen R., Marchand E., eds. // Series: Transformationen der Antike, Bd. 18. Brl-NY: Walter de Gruyter, 2010. P. 15. В статье приводится краткая научная информация об истории применении гипса в Древнем Египте, Греции и Риме.

[17] Способ репродуцирования инталий с использованием стеклянных паст был открыт немецким химиком Вильгельмом Гомбергом (1652-1715). В дальнейшем этот метод был усовершенствован Джеймсом Тасси (1735–1799). Современная технология стеклянных паст изложена в издании: Сергеев Ю.П. Выполнение художественных изделий из стекла: Учебник для художественных вузов и училищ. Москва, 1984. СС.184-192

[18] Именно поэтому многие музеи избегают экспонирования гипсов и предпочитают приобретать скульптуры, выполненные из более прочных и практичных в эксплуатации материалов

[19] Инв.II.2.в.176. Оригинал – мрамор, керамика, полихромная майоликовая роспись. См.: http://www.arts-museum.ru/data/fonds/europe_and_america/2_2_v/0001-1000/176_robia_luca_bishop_benozzo_tomb/index.php

[20] Этот тип собраний так и не получил единого международного названия названия, одним из наиболее удачных, как нам кажется, является французский термин «гипсотека» (широко используется в настоящее время, например, авторами статей в электронном издании: In Situ: Revue des patrimoines [En ligne], n. 28, 2016: Le moulage. Pratiques historiques et regards contemporains. URL : http://insitu.revues.org/12403

[21] Henry Cole (1808 – 1882); Южно-Кенсингтонский музей в 1899 году переименован в Музей Виктории и Альберта

[22]«Convention for promoting universally Reproductions of Works of Art for the benefit of Museums of all countries». Текст приводится в издании: Catalogues for Reproductions of Objects of Art, in Metal, Plaster and Fictile Ivory, Chromolithography, Etching and Photography selected from The South Kensington Museum, Continental Museums, and Various Other Public and Private Collections, produced for the use of Schools of Art, for Prizes, and for General Purpose of Public Instruction, Science and Art Department of the Committee of Council on Education, South Kensington Museum, London, 1869. PP. III - IV.

Это событие рассматривается в целом ряде публикаций, например см.: Fitzpatrick Nichols M. Plaster cast sculpture: A history of touch // Archaeological Review from Cambridge Vol.21, no. 2, 2006. PP.117-118; Bilbey D., Trusted M. The Question of Casts: Collecting and later Reassessment of the Cast collections at South Kensington. // Plaster Casts: Making, Collecting and Displaying from Classical Antiquity to the Present. (Frederiksen R., Marchand E., eds.) Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2010. P. 466

[23] См.: P.P. Caproni & Brother: Catalogue of plaster cast reproductions from antique, mediaeval and modern sculpture : subjects of every description for art schools. Boston : Caproni, 1894; а также более поздние его переиздания

[24] P.P. Caproni & Brother: Catalogue of plaster reproductions from antique, medieval and modern sculpture. Subjects for art schools. Boston, Mass. : Caproni, 1911 (без номера страницы)

[25] Большое внимание проблеме идентификации бронзовых отливок уделяет в своих работах О.В. Яхонт. Со многими его заключениями мы можем согласиться. Он разбирает сложные случаи, связанные, главным образом, с экспертизой отдельных скульптур, а также оценкой художественной значимости произведений, выполненных по авторским гипсам. См.: Яхонт О.В. «Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства». Москва, 2010. СС. 410 - 415, 430 - 435

[26] Бывший ЛФЗ

[27] Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. М., 1982. С.50

[28] Этот ряд примеров можно продолжить. Например, некоторые гипсовые репродукции из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, по художественной значимости заняли место оригиналов снятые, утраченных во время Второй мировой войны.