Реставрация столешницы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Предмет, история бытования

Столешница второй половины XVII века (Флоренция, Мастерская великого герцога) до 1945 года находилась в коллекции Государственных художественных собраний Дрездена (в Музее «Зелёные своды»). В 1946-м поступила в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Столешница представляет собой каменную основу 121×77 см, покрытую флорентийской мозаикой (pietre dure). Аналогичная столешница хранится в собрании Лувра.

 

Повреждения, полученные в процессе бытования

Важная особенность этой столешницы — то, что она ни разу не реставрировалась и ее поверхность ни разу не поновлялась, что часто практиковалось: чтобы убрать мелкие царапины и потертости, поверхность флорентийской мозаики шлифовалась и полировалась, что вредило качеству мозаики. В данном случае поверхность столешницы дошла до настоящего времени в первозданном виде. Но у памятника были другие серьезные повреждения: все четыре угла столешницы были оббиты, утрачены три из четырех одинаковых элементов мозаики, находящейся в углах. Они представляли собой лазуритовые сердечки, окаймленные «соломкой» желтого сиенского мрамора. По счастью, одно сердечко сохранилось почти неразрушенным, отдельно от столешницы. Следы нахождения утраченных элементов хорошо читались по клеевым швам. По борту столешницы проходит обноска из черного сланца. Одна из пластин длиной около 25 см откололась, но сохранилась, и были видны клеевые следы на месте скола, а также детали металлического крепежа обноски. Это позволило лучше понять технологию крепежа обноски, а также проверить толщину пластин флорентийской мозаики и ее основы. Самая большая проблема состояла в многочисленных отслоениях сохранившихся на своих исторических местах элементов флорентийской мозаики от основы. Клеевая мастика, на которую крепятся элементы мозаики, была практически полностью деструктирована, возможно, вследствие вымораживания. Мастика потеряла свою пластичность и клеящую способность.

 

Постановка проблемы: угроза существованию предмета

Исходя из объема повреждений и результатов обследования предмета до реставрации, стало очевидно, что дальнейшее бытование и экспонирование столешницы невозможно, сохранность набора мозаики находится под угрозой. Было принято решение о реставрации предмета. Обследование проводилось визуально с помощью бинокуляров. Простукивание столешницы позволило понять, что более 85% мозаичного набора находятся в стадии отслоения. Из-за деструкции мастики под мозаичным набором образовались многочисленные пустоты, которые легко определялись методом простукивания. На основе полученных данных была составлена картограмма отслоений, которая в дальнейшем была переведена в масштабе 1:1 на лист тонкого прозрачного пластика.

Методика реставрации

На основе обследования была выработана методика реставрации. Она заключалась в следующем:

1) восполнить утраты мозаичного набора;

2) провести мероприятия по проклейке выявленных пустот клеящего слоя, укрепив таким образом мозаичный набор.

Главной задачей методики было сохранение исторической поверхности мозаичного набора.

Процесс реставрации

Первоначально были сняты слепки со следов утрат, чтобы на их основе и на основе сохранившегося элемента изготовить утраченные детали мозаики — лазуритовые сердечки с «соломкой». Для защиты исторической поверхности в момент формовки был применен водный раствор микроцеллюлозы (МЦ). Сама формовка была осуществлена с помощью герметика холодного отверждения КЛСЕ. Его особенности: безусадочность и, с одной стороны, достаточная жесткость, с другой — достаточная пластичность, что позволяет точно и деликатно отформовать детали утраты.

В полученные формы были отлиты гипсовые модели утрат на основе сохранившейся детали (сердечка).

Был осуществлен отбор каменного материала (лазурита и старого сиенского мрамора), нарезанные и отшлифованные пластины камня были подобраны по цвету. На основе гипсовых моделей утрат были изготовлены новые элементы мозаики, но они не могли быть поставлены на прежние места до укрепления мозаики основного набора. Новые элементы были заранее отполированы, и их толщина была заведомо чуть меньше толщины исторического набора. Это было сделано для возможности точного совмещения новых и старых элементов по высоте с помощью клеевой основы.

Главной проблемой столешницы было почти полное отслоение мозаичного набора. К счастью, все элементы мозаики оставались на своих исторических местах, деструкции подвергся только клеевой слой XVII века. Было принято решение закачать клей в образовавшиеся пустоты. Но как предупредить вспучивание и подвижку элементов мозаики в процессе закачивания клея?

Это было сделано следующим образом. Сначала картограмму утрат клеевого слоя, изготовленную на тонком прозрачном пластике, перенесли на «кондуктор» — лист оргстекла толщиной 5 мм, точно повторяющий размеры столешницы. Затем на «кондукторе» были просверлены отверстия диаметром 3 мм в точках предполагаемой закачки клея. «Кондуктор» через многослойную буферную подложку, состоящую из защитного слоя МЦ, лавсановой пленки и прозрачного герметика Т4, был закреплен на поверхности столешницы. Отверстия в «кондукторе» были расположены таким образом, чтобы на столешнице они совпадали с однотонными черными вставками сланца, а не с цветным камнем, чтобы меньше травмировать набор. После отверждения под «кондуктором» герметика Т4 была получена возможность безопасно для набора просверлить тончайшим сверлом диаметром 1 мм поверхность столешницы до пустот деструктированного клеевого слоя. Через отверстия в пустоты был закачан клей ОК-15М с помощью медицинских шприцев с тонкими иглами. Чтобы максимально заполнить клеем пустоты и избавиться от воздуха внутри них, столешница была помещена в специально изготовленную вакуумную камеру. Вакуумирование осуществлялось поэтапно. После полной полимеризации клея (36 часов) «кондуктор» и весь защитный «пирог» были сняты. Предположение о том, что большие пустоты будут заполнены таким образом, подтвердилось. Теперь, когда основная масса мозаичного набора была закреплена, осталось заполнить мелкие пустоты. Швы между всеми элементами набора были тщательно промыты и высушены, а затем обильно заполнены клеем. Столешница снова была помещена в вакуумную камеру. В процессе ступенчатой вакуумации клей заполнил мелкие пустоты. После полимеризации клея осмотр и простукивание столешницы показали, что пустот внутри больше нет.

Только после укрепления клеевой основы можно было установить изготовленные детали утрат мозаики в углы стола. Дальнейшая работа по реставрации столешницы заключалась в моделировании и шлифовке заделок в местах утрат, запечатывании технологических отверстий, использованных для заливки клея в пустоты, и в нанесении защитного воска.

Проблемы и их решение

Таким образом, при реставрации столешницы специалисты столкнулись с несколькими проблемами, которые были успешно решены инновационными способами:

— сохранение нетронутой поверхности мозаичного набора при отсутствии прослойки между ним и основой;

— создание опорных областей клеевого слоя, послуживших основой для остального заполнения мелких пустот;

— точное сведение поверхностей старых и новых кусков набора (для идеального подбора цветового решения понадобилось отыскать сиенский мрамор, добытый более двух веков назад).

Подтверждение технологических решений

Новые технологические решения по реставрации флорентийской мозаики были предложены реставратором I первой категории А.А. Андрохановым после большой исследовательской работы при реставрации ширмы императрицы Марии Фёдоровны из собрания Музея Горного института в Санкт-Петербурге (дерево, бронза, витражное стекло, флорентийская мозаика). Флорентийская мозаика и лазуритовые плато ширмы были отреставрированы описанным выше способом. Успешная реставрация столешницы из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина еще раз подтвердила правильность технологических новшеств.