Главная
РУ
ПРОЕКТЫ → Проект по реставрации нисийских ритонов из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина
Проект по реставрации нисийских ритонов из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина
Нисийские ритоны из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина до реставрации
Нисийские ритоны из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина до реставрации

В декабре 2016 года начинаются работы по изучению и реставрации нисийских ритонов.

Нисийские ритоны – один из наиболее хрестоматийных примеров произведений эллинистического искусства. Упоминания о них содержатся практически во всех исследованиях, как по парфянскому искусству, так и по искусству восточного эллинизма. Выполненным из слоновой кости ритонам долгое время не были известны никакие аналогии, лишь недавно при раскопках на Тахти-Сангине и Ай-хануме были обнаружены еще два фрагмента ритонов из слоновой кости.

Ритоны – сосуды для вина в форме рога со скульптурным оформлением нижней части, представляющие собой многосоставную конструкцию, в которую входят протома (скульптурное завершение нижней части), патрубок (из одной или двух частей), тулово (резервуар), рельефный фриз (с одной из восьми выделяемых исследователями тем) и карниз. Имеющие сейчас вид благородных монохромных произведений искусства, ритоны раньше были частично раскрашены и декорированы каменными и стеклянными вставками, а местами – обкладкой из плакетированного золота.

Ритоны из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина наряду с другими были обнаружены осенью 1948 г. на городище Старая Ниса, династическом культовом центре Аршакидов, созданном для пропаганды идеи божественного происхождения правящей династии. Из числа найденных ритонов (по разным подсчетам их от сорока до семидесяти единиц) в России хранятся двенадцать: по четыре в Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственном музее искусств народов Востока. Остальные находятся в Ашхабаде.

Пострадавшие во время печально знаменитого ашхабадского землетрясения в октябре 1948 г. ритоны были отреставрированы в 1950 г. и распределены между музеями. Ритоны из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина с той поры не подвергались дополнительной реставрации, но постоянно претерпевают неблагоприятное механическое воздействие ввиду проходящей на недостаточной для здания Музея глубине линии метро. Из-за этого происходит деструкция поверхности предметов. Слоновая кость – хрупкий материал, нуждающийся в укреплении. Своевременно проведенные реставрационные работы позволят приостановить процесс дальнейшего осыпания поверхности этих ценнейших памятников восточного эллинизма.

Реставрационные работы, выполненные в рамках проекта
Сайты Музея