Главная
РУ
ПРОЕКТЫ → Исследование и реставрация скульптур Донателло и других мастеров эпохи Ренессанса из Фонда перемещенных ценностей
Исследование и реставрация скульптур Донателло и других мастеров эпохи Ренессанса из Фонда перемещенных ценностей
Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Донателло) (ок. 1386 - 1466). Бичевание Христа. Италия, первая половина XV века. Мрамор, 46,5 х 57,5  см.
Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Донателло) (ок. 1386 - 1466). Бичевание Христа. Италия, первая половина XV века. Мрамор, 46,5 х 57,5 см.
Лука делла  Роббиа (1399 - 1482). Мадонна с Младенцем на руках. (Мадонна Фридрихштайн). Италия, Вторая половина XV века. Терракота, майолика; 45 х 38  см.
Лука делла Роббиа (1399 - 1482). Мадонна с Младенцем на руках. (Мадонна Фридрихштайн). Италия, Вторая половина XV века. Терракота, майолика; 45 х 38 см.
Амфора буккеро с изображением процессии всадников и протомами богини. В процессе и после реставрации. Выставка «Археология войны. Возвращение из небытия»
Амфора буккеро с изображением процессии всадников и протомами богини. В процессе и после реставрации. Выставка «Археология войны. Возвращение из небытия»
Краснофигурный кувшинчик с геометрическим декором. В процессе и после реставрации. Выставка «Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина»
Краснофигурный кувшинчик с геометрическим декором. В процессе и после реставрации. Выставка «Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина»

ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Фондом Прусского культурного наследия и Собранием скульптур Государственных музеев Берлина начинает проект по изучению и реставрации произведений скульптуры из числа перемещенных культурных ценностей. Эти предметы поступили в Москву в 1946 году и происходят из коллекции музея Кайзера Фридриха в Берлине, правопреемником которого в настоящее время является музей Боде.

Итогом совместной исследовательской и реставрационной работы должна стать выставка произведений знаменитых мастеров Ренессанса, таких как Донателло, Никколо и Джованни Пизано, Мино да Фьезоле, Андреа дель Веррокьо и других. Почти все памятники были повреждены во время взрывов и пожара в многоэтажном бункере парка Фридрихсхайн в последние дни войны.

Большая часть коллекций, вывезенных после войны из Германии, в течение долгого времени находилась в Архиве художественных ценностей Министерства культуры СССР в Загорске. В ГМИИ им. А.С. Пушкина она была перевезена в 2003 году.

Работа над коллекцией из Фонда перемещенных культурных ценностей велась до начала этого проекта. Так, в 2005 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась выставка «Археология войны. Возвращение из небытия», для которой было отреставрировано и восстановлено более 600 античных памятников. Находившиеся в катастрофическом состоянии, часто деструктированные, с многочисленными утратами и покрытые окалиной, они были подготовлены к экспонированию ведущими специалистами.

На выставке 2014-2015 гг. "Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» были представлены предметы из Фонда перемещённых культурных ценностей: расписные вазы, скульптура и терракотовые фигуры III тыс. до нашей эры, среди которых ‒ целый комплекс адорантов и редкие изображения богов. В течение 4 лет специалисты мастерских реставрации керамики и каменной скульптуры ГМИИ им. А.С. Пушкина работали над восстановлением более 350 памятников из кипрской коллекции.

Сотрудниками мастерской реставрации предметов прикладного искусства музея были отреставрированы два бронзовых бюста: Франческо дель Неро работы Мацони и Вольтера работы Жана Антуана Гудона, происходящие из коллекции музея Боде.

Ренессансная коллекция, являющаяся предметом российско-немецкого исследовательского проекта, включает в себя произведения скульптуры из разнообразных материалов: металла, керамики, камня, терракоты.

Все они обладают различной степенью повреждениями: памятники из камня имеют значительные утраты, скульптуры находятся во фрагментарном состоянии, нередко одна часть скульптуры находится в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, а другая – в музее Боде в Берлине или в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Так, мраморное панно работы Донателло разбито на множество частей, значительно загрязнено в процессе пожара, а некоторые его фрагменты утрачены.

Предметы из металла имеют значительные слои окалины и деструкцию толщи металла, памятники из керамики – разрушения глины с наслоениями расплавленного стекла и гари.

Столь разнообразные и тяжелые повреждения требуют комплексного подхода и тщательных исследований с привлечением специалистов в различных областях реставрации, в этом и заключается главная сложность проекта.

Основные исследовательские и реставрационные работы планируется проводить в несколько этапов. Сначала, необходимо осуществить комплексное технико-технологическое исследование памятников с целью определения материалов, использовавшихся при их изготовлении, определить состояние их сохранности и степень нанесенного ущерба. Затем необходимо определить характер и объем необходимого консервационно-реставрационного вмешательства. В отдельных случаях, работы по консервации памятников будут включать в себя разработку и изготовление специальных конструкций для поддержки наиболее поврежденных скульптур. Возможно, понадобится восстановление поврежденных деталей и участков памятников с использованием существующих гипсовых форм, хранящихся в музеях Берлина.

В этом проекте примут участие крупнейшие научно-исследовательские институты, такие как НИЦ "Курчатовский институт" и реставрационные центры "ГосНИИР" и "ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря", АО "Феномен", а также российские и немецкие музейные специалисты.

Реставрационные работы, выполненные в рамках проекта
Сайты Музея