Презентация цифрового архива клинописной коллекции Музея

После того, как в середине XIX века благодаря трехъязычной надписи персидского царя Дария I в Бехистуне, составленной на древнеперсидском, эламском и вавилонском диалекте аккадского языка, была дешифрована клинопись, наши сведения о жизни людей древнего Ближнего Востока постоянно обновляются. Количество дошедших до нас клинописных текстов огромно и продолжает растиблагодаря новым археологическим исследованиям. Только в нашем Музее хранится более 1750 клинописных табличек.

Оцифровка клинописной коллекции – важный шаг для реализации научно-исследовательских и реставрационно-хранительских задач. 14 апреля прошла презентация цифрового архива клинописной коллекции Музея. Особенность визуальной фиксации подобных памятников заключается в том, что клинописное письмо является трехмерным, и поэтому при обычной двухмерной фотосъемке не фиксируются многие важные нюансы. Разработанная «Группой ЭПОС» технология создания высокоточной фотографии памятника позволяет рассмотреть мельчайшие детали без непосредственного контакта с произведением. Развернуть хрупкую клинописную табличку на 360 градусов, не причиняя древнему артефакту никакого вреда, стало возможным благодаря его виртуальной копии. Функции зума и настройки освещения позволяют рассмотреть детали, которые не увидеть невооруженным глазом. Это прорыв в области мониторинга состояния сохранности и популяризации нашей клинописной коллекции.

Высокоточные фотографии табличек существенно облегчили работу над каталогом музейной клинописной коллекции, первый том которого был опубликован в 1914 году (B. Perlov, Yu. Saveliev. Administrative Texts from Tello from the Ur III Period.Cuneiform Texts in the Collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts / Ed. By N. Koslova. Volume I. Moscow: Paleograph-Press, 2014).