Изучение клинописных табличек

Во второй половине IV тысячелетия до н.э. на территории Древней Месопотамии появилась клинопись – одна из первых систем письма, знаки которой наносили на глиняные таблички тростниковыми палочками. Клинопись использовалась на протяжении трех с лишним тысяч лет на огромной территории от Средиземного моря до Персидского залива и от Анатолии до Египта и служила для записи текстов на разных языках (шумерском, аккадском, хурритском, эламском, хеттском, урартском, угаритском и древнеперсидском). Содержание клинописных текстов различно: хозяйственные и юридические документы, посвятительные и царские надписи, письма, любовная лирика, элегии и т.д. Даже фрагменты подобных текстов представляют собой научную ценность, приоткрывая нам дверь в давно ушедший мир.

В разных музеях мира находится свыше миллиона клинописных табличек. В России только два музея обладают клинописными коллекциями: около 3500 памятников находится в Государственном Эрмитаже и около 1750 – в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Климат и условия их хранения не всегда соответствовали требованиям: достаточно вспомнить страшные военные годы, когда, несмотря на старания сотрудников музея, состояние ценнейших памятников резко ухудшилось. Хранителям и реставраторам в 80-90-х годах прошлого века удалось стабилизировать состояние клинописных табличек, однако на сегодняшний день экспонатам вновь требуется внимание.

Желание ознакомиться с современными методами реставрации клинописных табличек привело наших сотрудников в Переднеазиатский музей Берлина, где в начале XX столетия были проведены первые работы по консервации глиняных табличек. Они посетили открытый в 2012 г. Археологический центр Государственных музеев Берлина с новейшими реставрационными мастерскими и депозитарием — лаконичное современное здание, дизайн которого гармонично сочетает элементы хай-тека и исторического прошлого (фото 1, 2).

Берлинские коллеги радушно приняли сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина и дали возможность оценить условия хранения (строго контролируемый температурно-влажностный режим: 18˚С-21˚С при влажности 45-50%) (фото 3, 4, 6).

Во время пребывания в мастерской реставраторы обсудили методы лечения клинописных табличек с наиболее характерными «заболеваниями» и с радостью убедились в общности подхода, провели консультации по применению современных материалов в реставрации археологической керамики и ознакомились с новым оборудованием (фото 5). Также сотрудники ГМИИ посетили первую в мире музейную научно-исследовательскую лабораторию — лабораторию Ратгена (Rathgen-Forschungslabor), использующую новейшие методы исследования, применяемые в реставрации.

Командировка сотрудников ГМИИ им. А.С.Пушкина — Юлии Устиновой, зав. мастерской реставрации предметов прикладного искусства, реставратора высшей категории, Марины Титовой, реставратора высшей категории, хранителя музея кандидата исторических наук Евгении Кокиной в Археологический центр Государственных музеев Берлина по изучению методики реставрации и хранения клинописных табличек проходила с 15 по 20 декабря 2014 года.

P.S. Хотелось бы уделить особое внимание зданию Нового Музея, открытому после долгой реставрации в 2009 г. Его стены, сохранившие следы разрушений Второй мировой войны — памятник не только страшной истории середины XX-го столетия, но и символ чрезвычайной уязвимости и хрупкости музейных коллекций (фото 7, 8).

Титова М.А.