Штутгартская Академия – ГМИИ им. А.С.Пушкина: культурно-реставрационный обмен

В конце октября группа сотрудников ГМИИ им. А.С.Пушкина посетила Штутгартскую Художественную Академию. Эта поездка была ответным визитом в рамках свободной инициативы со стороны Штутгартского реставрационного студенчества, но состоялась благодаря поддержке со стороны руководства ГМИИ.

Шанс познакомиться с реставрационной практикой Академии получили художники-реставраторы графики Н. Серёгина и М. Сапронова, а также реставратор масляной станковой живописи А. Кленчев.

При общении с главой реставрационного факультета Академии профессором Шайбле были обсуждены многие вопросы современной российской и европейской реставрационной практики, открыто много общего в подходах и методиках при взаимном уважении к «старой школе» реставрации, основанной на простых, натуральных, проверенных временем материалах. Но так как и мировая, и российская научная химико-исследовательская деятельность и реставрационная практика не стоят на месте, то освоение ,внедрение и грамотное использование современных синтетических полимерных материалов постепенно вступает в свои права как в Германии, так и в России.

Несмотря на большую занятость, Г-н Шайбле лично провёл экскурсию по факультету, показал все материалы, инструменты, книги, станки и микроскопы, которыми пользуются его студенты. Готовность к диалогу и фундаментальный основательный подход к процессу обучения в сочетании с хорошей оснащённостью позволяют готовить всесторонне развитых специалистов по реставрации.

Преподаватель факультета реставрации и специалист по химическому анализу Кристоф Крекел познакомил с химической лабораторией и спецоборудованием, рассказал о проблемах и методах химического анализа произведений искусства.

Посещение реставрационных мастерских по масляной живописи в Штатсгэллери и Лэндесмузеуме также выявило общность реставрационных школ наших стран.

Вчерашняя выпускница Штутгартской Академии, а сегодня – молодая сотрудница отдела реставрации живописи в Штатсгэллери Каролина Хенеманн – продемонстрировала текущую работу на примере картины неизвестного немецкого художника: заделку прорыва холста встык, подведение реставрационного грунта, тонирование. Вызвали интерес и методы работы при дублировании кромок на небольшом тонком холсте овальной формы с изображением морского пейзажа.

Глава отдела реставрации живописи Лэндесмузеума – Г-н Ханн познакомил с мастерской, показал новые поступления и картины в процессе реставрации, а также наглядные пособия, показывающие послойно традиционную технику выполнения средневековой немецкой живописи с прорезным левкасом, серебрением, золочением, резными деревянными орнаментами и шрифтами.

В процессе беседы обсудили вопросы удаления-восполнения старых доделок и тонировок на примере небольшого раскрашенного деревянного алтаря-складня XV века, при работе над которым путём компьютерного моделирования было сделано несколько вариантов каждой композиции (1 вариант-только авторская живопись (степень сохранности около 60% ), 2 вариант- автор и минимум тонировок, необходимых для завершения авторских фрагментов (что называется, по инерции), 3 вариант-автор, старые тонировки как есть, плюс нейтральный тон по всем утратам). Данные примеры наглядно показали как сохранность авторской живописи (1 вариант),так и деликатность реставрации (2 и 3 варианты).

Особенно хотелось бы отметить практику активного привлечения к работе молодых реставраторов – недавних выпускников Штутгартской Академии Художеств, и так называемых волонтёров, которые в обязательном порядке работают реставраторами в музеях в течении 2-3 лет перед подачей документов на факультет реставрации, так как наличие такого практического опыта является необходимым условием для абитуриента.

Общая реставрационная платформа и готовность к общению на личном и профессиональном уровнях позволяет надеяться на взаимный диалог и культурный обмен между нашими институциями.

Кленчев А.Н.