Реставраторы графики вернулись со стажировки в Германии

С 25 по 31 октября в рамках культурно-реставрационного обмена при поддержке Музея ГМИИ им. А.С.Пушкина состоялась поездка сотрудников мастерской реставрации графики Серегиной Н.Н. и Сапроновой М.В. в Государственную академию изобразительных искусств Штутгарта (Staatliche Akademie der Bildenden Künste Stuttgart).

Государственная академия изобразительных искусств Штутгарта - одно из старейших и крупнейших художественных учебных заведений в Германии. Академия была основана герцогом Карлом Евгением Вюртембергским еще в 1761 году. Тогда она носила название "Академия искусств" (Academie Des Arts). 25 июня 2011 года она отметила свое 250-летие.

Академия обучает более 800 студентов и предлагает 17 образовательных программ в области изобразительных искусств и прикладных дисциплин. В том числе специализируется на реставрации произведений искусства: живописи, графики, деревянной скульптуры, ткани, каменной росписи, монументальной росписи, произведений из современных материалов, а также на цифровых носителях.

Тип образования отличается более прямым взаимодействием с преподавательским составом. Высокое качество и диапазон оборудования, предоставляемого Академией, непосредственная работа в 32 мастерских позволяют студентам приобретать множество практических навыков.

Сотрудники ГМИИ были представлены профессору Фолькеру Шайбле (Prof. Dipl.-Rest. Volker Schaible), руководителю секции искусствоведения и реставрации. В ходе дискуссии затрагивались темы: проблемы превентивной консервации, сохранение методики старой школы реставрации и внедрение современных технологий, особенности практики в Германии и России (фото 1).

Также реставраторы посетили отдел реставрации и консервации графики, архивных документов и библиотечных материалов. Прослушали 5-ти часовую лекцию «Водная обработка рисунков» профессора Ирен Брюкле (Prof.Dr. Irene Brückle). Также были участниками семинара, посвященному оценке риска и необходимости реставрационного вмешательства (фото 2).

В ходе личного общения с Фрау Брюкле были затронуты вопросы использования химических реактивов, современных материалов и технологий, в т.ч. методики light-bleaching, этики применения художественной ретуши. В заключение профессор подарила свою книгу «Бумага и вода: пособие для реставраторов» (фото 3, 4).

Глава лаборатории реставрации бумаги доктор Андреа Патаки Хюндт (Dr. Andrea Pataki-Hundt) провела для реставраторов графики мастер-класс по закреплению печатей и чернил перед водной обработкой с помощью летучих фиксаторов. Она рассказала об основном оборудовании лаборатории, о применяемых методиках дублирования и способах монтирования (фото 5).

Государственной Галереи Штутгарта (Staatsgalerie Stuttgart) пригласила реставраторов в секцию реставрации. Сюзанна Руф (Susanne Ruf), заведующая мастерской реставрации по бумаге показала инструменты, а также оборудование, созданное специально для лаборатории, поделилась и американскими методиками реставрации. Рассказала о способах работы с калькой и об обработке плесени. Показала метод удаления скотча (pressure sensetive tape) тепловым методом (фото 6).

Реставраторы ГМИИ были приглашены руководителем мастерскиx реставрации бумаги Корнелией Бандоу (Cornelia Bandow) в Государственный Архив г. Людвигсбурга (StaatsArchiv Ludwigsburg). В мастерской по реставрации бумаги они ознакомились с методикой закрепления цветных чернил с помощью анионных и катионных фиксативов. Увидели технологию восполнения бумажной массой архивных документов на станке, их промывку в пяти 70-ти литровых ваннах, нейтрализацию кислотности бумаги и технику укрепления бумажной основы методом расслоения. Обсудили опыт работы с железо-галловыми чернилами.

В мастерской реставрации пергамента была возможность сравнить методы механической очистки, сведения разрывов, подклейки, восполнения утрат и тонирования пергамента с практикой применяемой в российских реставрационных мастерских.

Стажировка в Штутгарте послужила обогащению опыта реставраторов графики ГМИИ, освоению инновационных методик немецкой школы реставрации. Появилась возможность сравнить материалы, оборудование и технологии. Штутгартские коллеги открыто делились своими разработками. В ходе дискуссий поднимался вопрос о необходимости проведения предварительных химико-технологических исследований, внедрения новых подходов к наработанным методам реставрационной деятельности с использованием современного оборудования. Также обсуждалась общая для всех проблема создания климата в помещениях хранения для борьбы с плесенью. Реставраторам Пушкинского музея удалось создать благодатную почву для перспективы последующего сотрудничества и обмена опытом.

Серегина Н.Н., Сапронова М.В.