Выставка «Искусство древнего Кипра» | 14.10.2014 – 11.01.2015

В ГМИИ им. А.С. Пушкина 14 октября открывается выставка «Искусство древнего Кипра», на которой будет представлено более 300 изделий из керамики и камня, созданных в течение двух тысячелетий – от бронзового века до римских времен. Практически все произведения древних скульпторов, мастеров гончарного дела и вазописцев из коллекции ГМИИ, отвоеванные у времени реставраторами, посетители Музея увидят впервые.

Своеобразие художественной культуры Кипра во многом обусловлено историческими причинами. Через этот средиземноморский остров проходили торговые маршруты, связывающие Азию и Африку с Европой. Территория Кипра не раз подвергалась завоеваниям, что не могло не оставить отпечаток на художественной традиции. Киприоты веками перенимали некоторые аспекты чужеродной культуры – ассиро-финикийской, месопотамской, этрусской, греческой и даже египетской, – перерабатывая и осмысляя их, но уже к VI-III тысячелетию до н.э. культура Кипра приобрела самобытный характер.

Судьба экспонатов кипрской коллекции ГМИИ складывалась по-разному. Часть вещей, происходящая из собраний востоковеда В.С. Голенищева, археолога графа А.С. Уварова и бывшего посла СССР на Кипре П.К. Ермошина, поступила в Музей в том виде, в котором вещи в свое время были извлечены из земли. Другая часть коллекции происходит из фонда перемещенных ценностей. Эти предметы, найденные в знаменитых кипрских святилищах и некрополях Идалиона, Китиона, Аматуса, в годы Второй мировой войны вместе с другими музейными экспонатами были укрыты от авианалетов в бункере берлинского парка Фридрихсхайн, что, увы, не спасло их от разрушения. Предметы, оказавшиеся в эпицентре пожара, бушевавшего в бункере, претерпели необратимые деформации. Музейное предание гласит, что бронза превращалась в бесформенные комки, а почерневшие, но еще сохранившие очертания мраморные вещи рассыпались в пыль от одного прикосновения. После того, как пожар удалось потушить, солдаты лопатами собирали и грузили в мешки то, что осталось от некогда прекрасной коллекции лучших берлинских музеев.

В ужасающем состоянии – забрызганные расплавленным битумом, обгорелые, закопченные, перемешанные обломки кипрских сосудов и терракот разных эпох попали сначала в руки сотрудников Античного отдела, отсортировавших фрагменты, а затем и на столы реставраторов.

Предметы, хранившиеся в коллекциях русских собирателей древностей, при передаче их Музею также находились в плачевном состоянии. Соляной налет, появившийся из-за длительного бытования памятников в условиях морского климата, создал на их поверхности корку, подчас скрывавшую очертания произведений. Соль, постепенно разъедавшая глину, оказалась для кипрских вещей даже опаснее огня, т.к. образовавшиеся на керамике во время ее «второго обжига» при пожаре брызги расплавленного битума, сажа, нагар и копоть «законсервировали» уцелевшие произведения.

Некоторых вещей из собраний В.С. Голенищева, А.С. Уварова и П.К. Ермошина рука реставратора никогда не касалась; более 55 лет не были на реставрации и предметы из фонда перемещенных ценностей. За это время наука ушла вперед, были усовершенствованы реставрационные методы и технологии, появились новые материалы, с помощью которых реставраторами Музея и приглашенными специалистами из ГТГ, ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря, МГХПА им. С.Г. Строганова были выявлены и сохранены аутентичные особенности памятников из кипрской коллекции, а некоторые вещи были восстановлены практически из пыли.

Эти памятники античной культуры, созданные древними творцами, извлеченные из земли археологами, бережно хранимые не одним поколением коллекционеров и музейных хранителей, ученых-исследователей, прошли сквозь века и благодаря реставраторам предстанут перед посетителями выставки практически в первозданном виде.

Морозова А.В.