Технико-технологические исследования картин Винсента ван Гога

Автор Винсент ван Гог
Название «Море в Сент-Мари», «Красные виноградники в Арле»
Школа Франция
Датировка 1888 г.
Материал Холст, масло
Мастерская Мастерская технико-технологических исследований
Увеличить

В 2012 году в лаборатории физических методов исследования было проведено развернутое технико-технологическое исследование двух картин Винсента ван Гога (1853–1890) ­­– «Море в Сент-Мари» (Инв. №3438) и «Красные виноградники в Арле» (Инв. №3372). Оба полотна относятся к самому плодотворному, так называемому «арльскому» периоду творчества голландского живописца. «Море в Сент-Мари» было создано в начале лета, «Красные виноградники в Арле» в конце осени 1888 года. Исследование картин выявило как отдельные черты сходства, так и различия технических приемов ван Гога.

Сначала было проведено рентгенографическое исследование полотен методом пленочного рентгенографирования с последующим цифровым объединением полученных рентгеновских снимков в цельное изображение. После были произведены химические исследования состава грунта и красочного слоя картин методами микроскопии отобранных с картин проб в проходящем и поляризованном свете. Затем был изучен элементный состав на электронном микроскопе, укомплектованном энергодисперсионным спектрометром1.

«Море в Сент-Мари» написано ван Гогом на небольшом (44,5×54,5) холсте, загрунтованном фабричным способом. Тип плетения полотна, его плотность (12×12 нитей по основе и утку в 1 см2) характерны для многих произведений импрессионистов из собрания Музея. Вероятнее всего мастер использовал растянутый на подрамнике холст «стандартного» формата, приобретенный в одной из лавок для художников.

Холст покрыт грунтовочной краской, состоящей из мела и свинцовых белил, что было характерно для живописных холстов фабричного производства во второй – последней трети XIX века. Рентгенографирование картины выявило, что она была написана ван Гогом за один сеанс, без последующих правок и изменений. Кроме мазков на отдельных участках живописи мастер пользовался черенком кисти, создавая углубленные линии рисунка в непросохшей краске. Таким способом, в частности, он изобразил мачты парусных лодок. Рентгенограмма картины прекрасно отражает характер авторской манеры художника, порывистой и стремительной, с чередованием тонких и широких фактурных мазков неразбавленных растворителем красок, в некоторых местах нанесенных непосредственно из тюбика.

Картина «Красные виноградники в Арле» (холст, масло, 74×91,5) написана на грубозернистом, подобном мешковине, холсте (плотность плетения – 6×6 нитей в 1 см2). Такой же холст обнаружен в картине Поля Гогена «Кафе в Арле» 1888 года (Инв. №3367), созданной во время его совместной работы в Арле с ван Гогом. Кромки картины «Красные виноградники в Арле» не покрыты слоем грунтовки, что позволяет предположить, что холст был загрунтован самим художником. В составе грунта обнаружены баритовые белила, мел с небольшой примесью силиката. В данном случае холст был загрунтован самим художником. В отличие от картины «Море в Сент-Мари» полотно «Красные виноградники в Арле» написано в несколько сеансов. На многих участках рентгенограммы хорошо видны мазки краски, нанесенные по непросохшему нижнему слою живописи.

Исследование пигментов красочного слоя

Химические исследования картин «Море в Сент-Мари» и «Красные виноградники в Арле» выявили привычку ван Гога писать чистыми красками, смешивая их на палитре только со свинцовыми белилами. Однако в основном художник использовал не смешанную краску, которую брал с палитры лишь для нее предназначенной кистью. Отдельные цвета, например фиолетовый, он получал путем смешения искусственного ультрамарина и красного органического пигмента. Согласно данным микрорентгеноспектрального анализа проб, отобранных с картины «Море в Сент-Мари», ван Гог использовал всего семь красок, широко распространенных с середины XIX века: свинцовые белила, синий кобальт, берлинская лазурь, искусственная киноварь (французский вермильон) швейнфуртская зелень, желтый и оранжевый хром2. Подпись в нижнем правом углу была нанесена по непросохшей живописи красной краской органического происхождения. Берлинская лазурь, имеющая интенсивно синий цвет, использована вместо черной краски. В частности ею написана фигура лодочника, нанесены отдельные мазки в изображении морских волн. В изображении неба использованы свинцовые белила и синий кобальт. Морские волны написаны смесями белил со швейнфуртской зеленью, синим кобальтом и желтым хромом. Оранжевые, красные и ярко-зеленые детали лодок написаны мазками оранжевого хрома, киновари и швейнфуртской зелени.

При написании картины «Красные виноградники в Арле» Винсент ван Гог использовал более широкую палитру – свинцовые белила, свинцовый сурик, цинковая желтая, искусственная киноварь, зеленый хромовый пигмент изумрудного оттенка (гидрат окиси хрома Cr2O(OH)4), швейнфуртскую зелень, берлинскую лазурь, искусственный ультрамарин, красный органический пигмент. Кроме того в живописных слоях полотна обнаружены примеси красной охры и жженой кости. Виноградник написан киноварью, суриком, баритовым желтым, красным органическим и зеленым хромом, фигуры собирательниц – ультрамарином и жженой костью, деревья на дальнем плане – смесями швейнфуртской зелени и берлинской лазури со свинцовыми белилами. В изображении неба художник использовал свинцовые белила и цинковую желтую.

1. Исследования произведены в Научно-исследовательской лаборатории Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН совместно с экспертом-технологом А.В. Васильевой и научными сотрудниками Л.А. Паутовым и А.А. Агахановым.

2. Roy Ashok. Monet and the nineteenth century palette. National Gallery. Technical Bulletin. Vol. 5. 1981. P. 22–25. Roy Ashok. The Palette of Three Impressionist Painting. National Gallery. Technical Bulletin. Vol. 9. 1985. P.12–20.