Хусепе Риберa «Апостол Иаков Старший»

Автор Хусепе де Рибера, прозванный Спаньолетто
Название Апостол Иаков старший
Школа Испания
Датировка 1647
Техника масло
Реставратор(ы) Кленчев Алексей Николаевич
Мастерская Мастерская реставрации живописи
Увеличить

В 2014 году в мастерской реставрации живописи музея была завершена реставрация картины Хусепе де Риберы «Портрет Иакова Старшего».

Иаков Старший – сын Заведея, рыбака из Галилеи, брат Иоанна Богослова. Вместе с апостолами Петром и Иоанном присутствовал при Преображении Христа и молении в Гефсиманском саду. Считается, что Иаков много странствовал, а прибыв в Испанию, утвердил там христианство.

Иаков считается покровителем Испании с тех пор, как в битве при Клавихо (844 г.), где испанцы под предводительством короля Рамиреса Кастильского (842-850) воевали с сарацинами, святой явился на поле боя на белом коне и обратил неприятеля в бегство.

Апостол был казнён Иродом Агриппой  в 42 году. В дальнейшем на месте обретения мощей святого была возведена часовня, ставшая местом паломничества, дорогу к которой называют Путем Святого Иакова.

Существуют три основных иконографических варианта изображения Святого Иакова:

1. Апостол. Среднего возраста, в руках держит меч (орудие его пытки) и свиток (символ апостольского свидетельства о воплощении Христа.)

2. Пилигрим. Может изображаться в широкополой паломнической шляпе и плаще. В руке держит посох, флягу с водой, дорожную суму. Особый символ - раковина (на груди, на шляпе, в руках).

3. Рыцарь-святой покровитель Испании. Изображается верхом на лошади со знаменем в руках, его конь топчет копытами сарацин.

 На картине из собрания ГМИИ Святой Иаков изображен с паломническим посохом в левой руке и книгой в правой. Через руку перекинут плащ, на груди - пряжка в виде раковины. Святой повёрнут в три четверти, глаза смотрят прямо на зрителя.

Картина несёт на себе так называемые следы бытования в виде различных повреждений и реставраций. Так, ещё на стадии изучения картины до реставрации, были выявлены некоторые проблемы произведения.

 Во-первых, картина имеет старую, очень крепкую дублировку, которая придаёт основе изрядную жёсткость. Во-вторых, имеет старые реставрационные тонировки. В-третьих, на ней пожелтевший, потемневший реставрационный лак.

При изучении картины в фильтрованных ультрафиолетовых и инфракрасных лучах выявились места тонировок и старый С-образный прорыв холста, идущий вокруг изображения головы персонажа. Этот прорыв носит явный травматический характер: холст получил серьёзное повреждение, которое привело к необходимости проведения дублировки. Дублирование основы – процесс наклеивания картины на новый, специально подготовленный холст, принимающий на себя большую часть конструктивной нагрузки, которую уже не может нести старый авторский холст. При этом картина сохраняет все свои характеристики (фактуру основы, грунта, красочного слоя, цвет и т.д.) и продолжает находиться в экспозиционном состоянии.

Художником-реставратором станковой масляной живописи Кленчевым А.Н. были проведены следующие реставрационные мероприятия: укреплены местные участки грунта и красочного слоя; удалён старый пожелтевший реставрационный лак, изменившиеся в цвете и в тоне тонировки и записи, старые мастиковки; подведён реставрационный грунт; нанесён реставрационный лак; проведено тонирование.

 

При удалении старых записей (тонировок) и мастиковок (реставрационного грунта) были выявлены участки, где грунт и тонировки лежали поверх авторской живописи, что является недопустимым. Поэтому все тонировки, лежащие поверх авторского слоя, были удалены. После чего открылась авторская живопись, и стали видны мастиковки, часть из которых скрывала авторский красочный слой (они были удалены).

В процессе работы над картиной было выявлено 4 вида реставрационного грунта:

1. Красно-кирпичный, имитирующий цвет авторской подкладки

2. Тёмно-серый, лежащий по месту С-образного прорыва

3. Охристо-жёлтый, лежащий главным образом вдоль нижнего и верхнего краёв

картины

4. Светло-серый, лежащий по периметру картины

Наличие такого количества разновременных реставрационных подходов говорит об активной жизни картины и встречается нечасто.

В итоге, после подведения нового реставрационного грунта, покрытия реставрационным лаком и нанесения новых реставрационных тонировок картина стала контрастнее, света - ярче, живопись приобрела новое звучание и экспозиционное состояние.

В процессе работы над картиной были взяты пробы грунта, красочного слоя и лака. После исследования этих проб специалистами ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря появилась возможность более точно узнать состав пигментов, связующего и наполнителей грунта. В дальнейшем эта информация будет способствовать более точной датировке произведения и научно-профессиональному обмену информацией с другими музеями.