Jusepe de Ribera, Apostle James The Elder

Author Jusepe de Ribera, called Spagnoletto
Title Apostle James The Elder
School Spain
Date 1647
Technique Oil
Workshop Paintings Conservation
Zoom

In 2014 the Painting Conservation Workshop finished working on Jusepe Ribera's Apostle James The Elder.

James the Elder was the son of Zebedee, a fisherman from Galilee, and a brother of John the Evangelist. Together with Peter and John he was present at the Transfiguration of Christ in the Garden of Gethsemane. It is believed that Jacob travelled a lot, and arrived in Spain where he preached Christianity.

James is considered the patron saint of Spain after the even allegedly happened during the Battle of Clavijo (844), where the Spaniards led by the king Ramiro I of Asturias (842-850) fought with the Saracens: the saint appeared at the battlefield on a white horse and turned the enemy to flight.

The Apostle was beheaded by Herod Agrippa in 42 AD. Later on the spot of finding of the saint's relics a chapel was built, to later become a place of pilgrimage called "Jacob's way."

There are three main types of St James' iconography:

1. As an Apostle: middle aged, holding a sword (his torture device) and a scroll (a symbol of the apostolic testimony of the incarnation of Christ)

2. As a pilgrim: can wear a broad pilgrim hat and a cloak, holding a staff, a flask with water and a travel bag. His special symbol is a sea shell (either on his chest, his hat or in his hands).

3. As a knight and a patron saint of Spain: depicted on a horse with a banner in his hands, his horse trampling Saracens.

On this particular painting he is depicted with a pilgrim staff in his left hand and a book in his right. His cloak is thrown over his arm, and there is a shell buckle on his chest. He's turned three quarters to the right, his eyes looking directly at the viewer.

The painting carries so-called traces of existence in the form of various damages and old conservations signs. Thus, even at the stage of pre-conservation examinations several problems were revealed.

First of all, the painting had an old and very firm lining, that gives the base excessive hardness. Second of all, there were old inpaintings found on the surface. Thirdly, the painting had a layer of old conservation varnish yellowed with time.

Examination of the piece in UV and IR lights showed the retouched areas and an old C-shaped tear of the canvas around the head of James. The canvas was damaged and in need of relining. Lining is the process of gluing of the old canvas on a new fabric that takes up most weight and pressure of the construction, something that old canvas is unable to do. At the same time the painting doesn't lose any of its features such as texture of the base, paint layer, colours, etc. and can be exhibited.

A.Klenchev, and art conservator of easel paintings, has done the following: consolidation of the base and paint layers, removal of the old conservation varnish, as well as discoloured retouches and inpaintings, filing the losses, varnishing the surface and retouching some areas of the painting.

While removing the old fillings and inpaintings the areas were found where the fillings and inpaintings covered the original paint. Hence, all such inpaintings were removed. After that the fillings covering the original paint were also removed.

Four types of conservation fillings were found during the process of restoration:

Brick-red, imitating the colour of the original base layerDark grey, covering the C-shaped tearOcher-yellow, concentrated mainly along the top and bottom edgesLight grey ,that could be found on the whole surface of the painting

So many conservations performed at different times are rarely found and it says a lot about the rich life of the painting.

In the end, after getting new fillings varnish and retouches the colours became more contrasted and brighter, and its overall condition immensely better, it is now ready to be exhibited.

Samples of the base and paint layers as well as varnish were taken during the restoration process. Those samples were studied at the Grabar Art Conservation Centre which helped clarify the composition of the pigments, adhesives and the base fillings. Subsequently, this information will helped with dating the piece.

Хусепе Риберa «Апостол Иаков Старший»

Автор Хусепе де Рибера, прозванный Спаньолетто
Название Апостол Иаков старший
Школа Испания
Датировка 1647
Техника масло
Реставратор(ы) Кленчев Алексей Николаевич
Мастерская Мастерская реставрации живописи
Увеличить

В 2014 году в мастерской реставрации живописи музея была завершена реставрация картины Хусепе де Риберы «Портрет Иакова Старшего».

Иаков Старший – сын Заведея, рыбака из Галилеи, брат Иоанна Богослова. Вместе с апостолами Петром и Иоанном присутствовал при Преображении Христа и молении в Гефсиманском саду. Считается, что Иаков много странствовал, а прибыв в Испанию, утвердил там христианство.

Иаков считается покровителем Испании с тех пор, как в битве при Клавихо (844 г.), где испанцы под предводительством короля Рамиреса Кастильского (842-850) воевали с сарацинами, святой явился на поле боя на белом коне и обратил неприятеля в бегство.

Апостол был казнён Иродом Агриппой  в 42 году. В дальнейшем на месте обретения мощей святого была возведена часовня, ставшая местом паломничества, дорогу к которой называют Путем Святого Иакова.

Существуют три основных иконографических варианта изображения Святого Иакова:

1. Апостол. Среднего возраста, в руках держит меч (орудие его пытки) и свиток (символ апостольского свидетельства о воплощении Христа.)

2. Пилигрим. Может изображаться в широкополой паломнической шляпе и плаще. В руке держит посох, флягу с водой, дорожную суму. Особый символ - раковина (на груди, на шляпе, в руках).

3. Рыцарь-святой покровитель Испании. Изображается верхом на лошади со знаменем в руках, его конь топчет копытами сарацин.

 На картине из собрания ГМИИ Святой Иаков изображен с паломническим посохом в левой руке и книгой в правой. Через руку перекинут плащ, на груди - пряжка в виде раковины. Святой повёрнут в три четверти, глаза смотрят прямо на зрителя.

Картина несёт на себе так называемые следы бытования в виде различных повреждений и реставраций. Так, ещё на стадии изучения картины до реставрации, были выявлены некоторые проблемы произведения.

 Во-первых, картина имеет старую, очень крепкую дублировку, которая придаёт основе изрядную жёсткость. Во-вторых, имеет старые реставрационные тонировки. В-третьих, на ней пожелтевший, потемневший реставрационный лак.

При изучении картины в фильтрованных ультрафиолетовых и инфракрасных лучах выявились места тонировок и старый С-образный прорыв холста, идущий вокруг изображения головы персонажа. Этот прорыв носит явный травматический характер: холст получил серьёзное повреждение, которое привело к необходимости проведения дублировки. Дублирование основы – процесс наклеивания картины на новый, специально подготовленный холст, принимающий на себя большую часть конструктивной нагрузки, которую уже не может нести старый авторский холст. При этом картина сохраняет все свои характеристики (фактуру основы, грунта, красочного слоя, цвет и т.д.) и продолжает находиться в экспозиционном состоянии.

Художником-реставратором станковой масляной живописи Кленчевым А.Н. были проведены следующие реставрационные мероприятия: укреплены местные участки грунта и красочного слоя; удалён старый пожелтевший реставрационный лак, изменившиеся в цвете и в тоне тонировки и записи, старые мастиковки; подведён реставрационный грунт; нанесён реставрационный лак; проведено тонирование.

 

При удалении старых записей (тонировок) и мастиковок (реставрационного грунта) были выявлены участки, где грунт и тонировки лежали поверх авторской живописи, что является недопустимым. Поэтому все тонировки, лежащие поверх авторского слоя, были удалены. После чего открылась авторская живопись, и стали видны мастиковки, часть из которых скрывала авторский красочный слой (они были удалены).

В процессе работы над картиной было выявлено 4 вида реставрационного грунта:

1. Красно-кирпичный, имитирующий цвет авторской подкладки

2. Тёмно-серый, лежащий по месту С-образного прорыва

3. Охристо-жёлтый, лежащий главным образом вдоль нижнего и верхнего краёв

картины

4. Светло-серый, лежащий по периметру картины

Наличие такого количества разновременных реставрационных подходов говорит об активной жизни картины и встречается нечасто.

В итоге, после подведения нового реставрационного грунта, покрытия реставрационным лаком и нанесения новых реставрационных тонировок картина стала контрастнее, света - ярче, живопись приобрела новое звучание и экспозиционное состояние.

В процессе работы над картиной были взяты пробы грунта, красочного слоя и лака. После исследования этих проб специалистами ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря появилась возможность более точно узнать состав пигментов, связующего и наполнителей грунта. В дальнейшем эта информация будет способствовать более точной датировке произведения и научно-профессиональному обмену информацией с другими музеями.