Офорты Пиранези

Автор Пиранези Джованни Баттиста
Название Гравюры Пиранези из серий «Римские древности», «О величии и архитектуре римлян», «Марсово поле», «Капитолийские камни», «Трофей или великолепная витая мраморная колонна…»
Школа Италия
Датировка Гравюры - XVIII век, оттиски - первая треть XIX века
Материал Бумага
Техника Офорт
Реставратор(ы) Фролова Марина Вячеславовна
Серегина Наталья Николаевна
Шахалова Мария Александровна
Сапронова Мария Васильевна
Мастерская Мастерская реставрации графики
Увеличить

В 2015 году в ходе подготовки к выставке «Пиранези. До и после. Италия-Россия XVIII-XXI века» по решению реставрационного совета ГМИИ им. А.С. Пушкина из фонда Дома графики были переданы в реставрацию около 50 офортов известного итальянского гравера Джованни Баттиста Пиранези (4 октября 1720 - 9 ноября 1778). Произведения выполнены в технике офорта - вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами.

Хранитель этих произведений, Ю.А. Меренкова, рассказала реставраторам, как попали в музей серии гравюр, которые им предстояло отреставрировать. Гравюры Пиранези из серий «Римские древности», «О величии и архитектуре римлян», «Марсово поле», «Капитолийские камни», «Трофей или великолепная витая мраморная колонна...» поступили в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1930 году из Центральных реставрационных мастерских. Они были изданы в Париже силами сыновей автора, переехавшими из Рима во Францию. По-видимому, оттиски были сделаны в первой трети XIX века. Листы из серий «Воображаемые темницы» и «Античные вазы, канделябры...» происходят из собрания польских дворян Коссецких, поступившего в ГМИИ в 1924 году из Румянцевского музея. Пролить свет на их происхождение помог владельческий штамп, стоящий на форзацах двух томов с серией гравюр «Античные вазы, канделябры...»: герб под шлемом, увенчанным дворянской короной. В поле щита изображена девушка, сидящая на медведе. Под гербом на ленте надпись: "ZbibliotekiKossezkich". Описанный владельческий знак принадлежал Ксаверию Коссецкому(?–1857), генералу польской армии, статскому советнику, издателю, переводчику и нумизмату, и его сыну Станиславу. Библиотека Коссецких в Варшаве насчитывала две тысячи томов. Известно, что после смерти владельцев библиотека была распродана через варшавского антиквара Авраама Розенвейна. В 1910-х годах увражи из собрания Коссецких оказались в Москве у книготорговца Гарри Павловича Мартинсона, о чем свидетельствует наличие бумажных ярлыков на форзацах томов: "HarryMartinsonLibraire. Moscou". Книжная контора Мартинсона была основана в 1910 году, специализировалась на покупке и продаже редких изданий и книг по архитектуре и искусству. Некоторые гравюры с видами Пестума поступили из Государственного музейного фонда, предположительно, в конце 1920-х годов. К сожалению, установить их прежнего владельца не удалось.

Офорты Пиранези были переданы в реставрацию из-за разрушений, которые можно было выявить визуально: механических повреждений (сломов, разрывов, замятостей и утрат основы), окисления бумаги (так называемых «бурых пятен»); биологических повреждений (в частности – плесневых грибов), а также различных видов поверхностных загрязнений. Некоторые из гравюр достигали более двух метров в размере, что представляло сложность при реставрации, а на реставрационных советах вставал вопрос о способе хранения таких больших произведений без последующих механических повреждений и внешних воздействий на бумагу. Именно неправильное хранение может вызвать разные разрушения листов. Для хранения произведений важны и температурно-влажностный режим, и воздействие УФ лучей, а также – место и способ хранения: в какой монтировке и на какой поверхности.

Обширные работы были проведены до реставрации. В первую очередь - фотофиксация памятников в прямых и косых лучах, с лицевой и оборотной сторон. Кроме того, описание сохранности каждого произведения, что необходимо для понимания полной картины предстоящей работы. Реставраторы графики исследовали листы на устойчивость основы и красочного слоя к водной и химической обработке. По результатам исследований были подобраны реагенты для работы над каждым из видов поражений.

На реставрационном совете была утверждена программа работ по каждому предмету отдельно. Первый и очень важный этап работы – механическая очистка листа. Она производилась реставраторами с помощью таких инструментов, как ластики из разного состава резины и с разной степенью абразивных свойств (от карандашного типа до электрических), а также с помощью скальпеля для удаления жестких загрязнений и кистей для удаления пыли и оставшихся после механической очистки частиц. Данная операция важна потому, что при последующем этапе реставрации, а именно при промывке в кюветах с теплой водой, при неполном удалении поверхностных загрязнений, последние входят в состав бумаги и дальнейшее удаление может быть невозможным.

Некоторые из большеформатных многосоставных листов (несколько листов, склеенных гравером в один) были вклеены в издательские альбомы. Перед механической и водной обработками эти листы были извлечены из альбомов путем наложения на места склеек влажных компрессов. Эти работы проводились с использованием реставрационного шпателя и ткани с абсорбирующим свойством, которые не давали образоваться затёкам, прогревая и убирая лишнюю влагу. При накладывании влажных компрессах в местах склейки гравюры с фальцем клей набухает, и это дает возможность осторожно и без повреждений извлечь листы из альбомов.

Водная обработка в кюветах с теплой водой позволила вывести из вещей желтизну и некоторые загрязнения, которые были в составе бумаги. Здесь важно было не допустить повреждений при промывке, так как связующие клеи растворяются, а волокна бумаги, соответственно, ослабевают. Гравюры на нетканой полиэстеровой подложке погружали в кюветы с теплой водой, воду меняли несколько раз по мере загрязнения. При промывке некоторые многосоставные большеформатные гравюры реставраторы разъединили на части по местам прежних склеек. Как и при извлечении из альбома, в данном случае клей так же набухал в воде, что давало возможность разделить оттиски без повреждений части гравюры.

Следующий процесс был связан с выведением бурых пятен и пятен плесени, которое проводили в вытяжном шкафу. Подобранные в ходе исследований химические реагенты наносили на места поражений, при этом изображения прикрывали реставрационной бумагой, чтобы не повредить красочный слой. Интенсивность и смена реагентов зависела от того, насколько пятно бледнело. Между сменой реагентов обязательно проводили промывку листов в дистиллированной воде, чтобы не допустить соединение химических жидкостей. Когда пятна ослабли, гравюры промыли окончательно до полного распада реагентов и высушили на реставрационном столе под нетканым полиэстером и сукном.

Далее гравюры Пиранези во влажном состоянии подклеили с помощью крахмального клея и наложили на разрывы и сломы японскую бумагу для укрепления. Места утрат восполнили бумажной массой, которую реставраторы изготовили из идентичной бумаги того времени, которая хранится в мастерской реставрации графики. Для создания бумажной массы использовали способ вываривания бумаги, для того чтобы вывести ненужное, в данном случае, связующее; в отдельных случаях бумага была затонирована специальными красителями, что придало фрагментам естественный и схожий с оригиналом вид. После вываривания реставраторы добавили в бумажную массу специально приготовленный связующий клей. Таким образом, старый клей вываривался из бумаги, а новый, качественный, добавлялся в нее, что дало хорошую сцепку восполненных частей бумаги с оригиналом.

Говоря о большеформатных многосоставных частях, на очередном реставрационном совете было принято решение не склеивать листы, как это делалось раньше, а при экспонировании соединять их вместе в паспарту, что позволит воссоздать их оригинальный вид.

Один из последних этапов реставрации – это прессование листов в сукне в печатных прессах в течение двух недель до полной стабилизации клея, меняя периодически старое сукно на сухое. Это позволило выровнять листы и дать им отлежаться; впоследствии при правильно сделанной монтировке в бескислотном картоне гравюры не будут подвержены излишней деформации и сохранят свой экспозиционный вид на многие десятилетия. Перед завершением реставрационных работа была проведена реставрационная ретушь в тех местах на изображении, где были утеряны и восполнены фрагменты бумаги. Задачей реставраторов было не дорисовать произведение, а лишь дополнить утраченные места легкими и более бледными по сравнению с оригиналом тонировками.

В завершении была проведена фотофиксация и заполнена необходимая документация (реставрационный паспорт о проделанных работах), как в электронном, так и в рукописном виде. Рукописные журналы реставраторы ведут с начала основания мастерских в музее. Там описываются этапы реставрации в последовательности действий с датами исполнения. Там же есть и завершающее описание сохранности предмета после реставрации.

Вышеописанную реставрацию провели реставраторы отдела реставрации графики: зав. реставрации графики Фролова М.В. и художники-реставраторы 2-ой категории Серегина Н.С., Сапронова М.В. и Шахалова М.А.

Работа была завершена в срок и офорты Пирнези были возвращены в хранение для последующего оформления их в монтировку и экспонирования на выставке.