Николо ди Пьетро «Мадонна с донатором и ангелами. Оплакивание»

Автор Николо ди Пьетро
Название «Мадонна с донатором и ангелами. Оплакивание»
Школа Венеция
Датировка рубеж XIV-XV вв.
Материал дерево
Техника темпера, позолота
Реставратор(ы) Скутте Марина Александровна
Бучило Евгений Игоревич
Мастерская Мастерская реставрации живописи
Увеличить

Экспонат поступил в реставрацию из музейной экспозиции в крайне нестабильном состоянии. Авторская живопись находилась под многочисленными наслоениями потемневшего лака, поздних реставрационных перегрунтовок и записей, сильно искажающих авторский колорит произведения. Однако основная проблема, которую необходимо было преодолеть в процессе реставрации – это тяжелейшее состояние авторской деревянной основы. Изъеденная жуком-точильщиком тополиная доска была нещадно утоньшена во время непрофессиональной реставрации 19-го века и наклеена на грубый подрамник, который вызвал впоследствии сильнейшие деформации и разрывы древесины. Нестабильность доски неизбежно влекла за собой всё новые разрушения живописного слоя; превентивные меры и многократные консервационные мероприятия не приносили необходимых результатов, картина нуждалась в комплексной длительной реставрации.

Перед началом реставрационных работ были проведены все необходимые физико-химические, технико-технологические исследования, позволившие уточнить состояние сохранности произведения и составить программу реставрационных мероприятий. Было принято решение демонтировать прежний реставрационный подрамник и предложить методику восстановления прочности доски.

Весь реставрационный процесс был разделён на этапы; работа по раскрытию авторской живописи чередовалась с консервационными мероприятиями деревянной основы. Оригинальная живопись была освобождена от многочисленных разновременных потемневших записей, слоёв реставрационного лака.

После удаления плотных перегрунтовок, широко заходящих на первоначальную живопись, выявились скрывавшиеся под ними деформации и значительные перепады уровней отдельных участков доски, образовавшиеся во время предшествующей реставрации. Степень разрушения древесины после демонтажа подрамника можно было квалифицировать как руинированную.

В процессе современной реставрации удалось стабилизировать состояние деревянной основы, деструктированная древесина была укреплена; устранены деформации основы, возникшие в результате непрофессионального вмешательства.

По окончании консервационных работ с основой в места утрат грунта был подведён новый реставрационный грунт. Живопись покрыта слоем реставрационного лака, после чего проведено живописное восстановление в пределах утрат авторской живописи.

Окончательное решение в выборе метода фиксирования картины после её стабилизации пришло в результате длительных дискуссий и консультаций с отечественными и зарубежными специалистами. Реставратор нашей картины стал участником обучающей программы по сохранению деревянных панелей в рамках международного проекта «Panel Painting Initiative», организованного институтом реставрации Getty в Дрездене в 2013 г. На этих курсах удалось получить очень ценные и своевременные сведения о многочисленных методиках консервации панелей, применяемых в европейских музеях и музеях США; также удалось познакомиться с опытом коллег в этой узко-профессиональной сфере; увидеть картины на деревянных основах, находящиеся в стадии реставрации в стенах реставрационной мастерской Дрезденской Национальной галереи. Были выслушаны различные мнения и рекомендации ведущих европейских и американских специалистов-реставраторов деревянных основ по поводу дальнейшей реставрации нашего экспоната. По общему признанию участников дискуссии, состояние картины представляло собой чрезвычайно сложный случай в музейной практике, требующий вдумчивого подхода. Вся полученная на семинаре информация была тщательно проанализирована, взвешены все риски, связанные с применением той или иной методики, только после этого был разработан окончательный проект фиксирующей конструкции для данной картины. Техническая часть работы проводилась в тесном сотрудничестве с британскими коллегами, которые предложили довольно простую и безопасную гибкую поддерживающую систему, разработанную в Англии и нашедшую широкое применение в европейских музеях.

После окончания комплексных реставрационных работ картина помещена в раму и закреплена при помощи специально изготовленной лёгкой поддерживающей конструкции, состоящей из реек различной толщины, которые мягко фиксируют панель в относительно ровном положении, не создавая излишнего напряжения в структуре древесины. Экспонат изолирован от кратковременных перепадов температуры и влажности при помощи музейного стекла с лицевой стороны и панели из поликарбоната с тыльной стороны.