Николо ди Пьетро «Мадонна с донатором и ангелами. Оплакивание»

Автор Николо ди Пьетро
Название «Мадонна с донатором и ангелами. Оплакивание»
Школа Венеция
Датировка рубеж 14-15 в.в.
Материал дерево
Техника темпера, позолота
Реставратор(ы) Скутте Марина Александровна
Бучило Евгений Игоревич
Мастерская Мастерская реставрации живописи
Увеличить

Экспонат поступил в реставрацию из музейной экспозиции в крайне нестабильном состоянии. Авторская живопись находилась под многочисленными наслоениями потемневшего лака, поздних реставрационных перегрунтовок и записей, сильно искажающих авторский колорит произведения. Однако основная проблема, которую необходимо было преодолеть в процессе реставрации – это тяжелейшее состояние авторской деревянной основы. Изъеденная жуком-точильщиком тополиная доска была нещадно утоньшена во время непрофессиональной реставрации 19-го века и наклеена на грубый подрамник, который вызвал впоследствии сильнейшие деформации и разрывы древесины. Нестабильность доски неизбежно влекла за собой всё новые разрушения живописного слоя; превентивные меры и многократные консервационные мероприятия не приносили необходимых результатов, картина нуждалась в комплексной длительной реставрации.

Перед началом реставрационных работ были проведены все необходимые физико-химические, технико-технологические исследования, позволившие уточнить состояние сохранности произведения и составить программу реставрационных мероприятий. Было принято решение демонтировать прежний реставрационный подрамник и предложить методику восстановления прочности доски.

Весь реставрационный процесс был разделён на этапы; работа по раскрытию авторской живописи чередовалась с консервационными мероприятиями на деревянной основе. Оригинальная живопись была освобождена от многочисленных разновременных потемневших записей, слоёв реставрационного лака.

После удаления плотных перегрунтовок, широко заходящих на первоначальную живопись, выявились скрывавшиеся под ними деформации и значительные перепады уровней отдельных участков доски, образовавшиеся во время предшествующей реставрации. Степень разрушения древесины после демонтажа подрамника можно было квалифицировать как руинированная.

В процессе современной реставрации удалось стабилизировать состояние деревянной основы, деструктированная древесина была укреплена; устранены деформации основы, возникшие в результате непрофессионального вмешательства.

По окончании консервационных работ с основой в места утрат грунта был подведён новый реставрационный грунт. Живопись покрыта слоем реставрационного лака, после чего проведено живописное восстановление в пределах утрат авторской живописи.

Окончательное решение в выборе метода фиксирования картины после её стабилизации пришло в результате длительных дискуссий и консультаций с отечественными и зарубежными специалистами. Реставратор нашей картины стал участником обучающей программы по сохранению деревянных панелей в рамках международного проекта «Panel Painting Initiative», организованного институтом реставрации Getty в Дрездене в 2013 г. На этих курсах удалось получить очень ценные и своевременные сведения о многочисленных методиках консервации панелей, применяемых в европейских музеях и музеях США; также удалось познакомиться с опытом коллег в этой узко-профессиональной сфере; увидеть картины на деревянных основах, находящиеся в стадии реставрации в стенах реставрационной мастерской Дрезденской Национальной галереи. Были выслушаны различные мнения и рекомендации ведущих европейских и американских специалистов-реставраторов деревянных основ по поводу дальнейшей реставрации нашего экспоната. По общему признанию участников дискуссии, состояние картины представляло собой чрезвычайно сложный случай в музейной практике, требующий вдумчивого подхода. Вся полученная на семинаре информация была тщательно проанализирована, взвешены все риски, связанные с применением той или иной методики, только после этого был разработан окончательный проект фиксирующей конструкции для данной картины. Техническая часть работы проводилась в тесном сотрудничестве с британскими коллегами, которые предложили довольно простую и безопасную гибкую поддерживающую систему, разработанную в Англии и нашедшую широкое применение в европейских музеях.

После окончания комплексных реставрационных работ картина помещена в раму и закреплена при помощи специально изготовленной лёгкой поддерживающей конструкции, состоящей из реек различной толщины, которые мягко фиксируют панель в относительно ровном положении, не создавая излишнего напряжения в структуре древесины. Экспонат изолирован от кратковременных перепадов температуры и влажности при помощи музейного стекла с лицевой стороны и панели из поликарбоната с тыльной стороны.