Миниатюры XVIII-XIX веков

Автор —, —, —, Ж.А. Пеншон
Название Женский портрет, Похищение Прозерпины, Женский портрет, Портрет неизвестного в синем сюртуке
Главное изображение:
Женский портрет, 1810-е, Кость, акварель, гуашь. 7,3×5,7
Датировка XVIII-XIX вв.
Материал Гуашь, акварель, слоновая кость
Мастерская Мастерская реставрации графики
Увеличить

Коллекция миниатюры XVIII–XIX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает около 430 произведений, поступивших начиная с 1924 года в музей из Государственного музейного фонда, Оружейной палаты, Государственного Эрмитажа и частных собраний. В составе коллекции преобладают портретные миниатюры, также представлены мифологические сцены и пейзажи, исполненные западноевропейскими и русскими мастерами, в частности такими известными, как Ж.А. Клесс, Э. Петер, П.О. Росси, А.Х. Ритт, Ж.Б. Сенгри. Д. Сэн. Собрание миниатюры ГМИИ им. А.С. Пушкина занимает видное место среди московских коллекций и постоянно пополняется за счет покупок и даров.

Большинство миниатюр написаны гуашью и акварелью на тонких пластинках из слоновой кости. Такая техника распространилась в начале XVIII века в Европе и в середине XVIII столетия в России. Невысокая по сравнению с миниатюрами на эмали цена миниатюр на слоновой кости и бумаге способствовала росту их популярности. Небольшие поясные портреты по достоинству были оценены представителями дворянства, военными. Форма пластинок из кости могла быть овальной, квадратной и восьмигранной, все зависело от предпочтений заказчика. Если в начале XVIII века толщина пластины из слоновой кости составляла 1 мм, то со временем она уменьшилась до 0,5–0,3 мм — таким образом основа стала полупрозрачной. Для того чтобы краска лучше держалась, кость обезжиривали уксусом и чесноком, с помощью наждачной бумаги придавали поверхности рельеф. Художники писали тонкой кисточкой, формируя рисунок пунктирными линиями или маленькими цветными точками. В портретах более прозрачную акварельную краску чаще всего использовали для изображения лица и рук, предварительно прикрепив к оборотной стороне пластины фольгу. Матовой гуашью писали фон и одежду. Для лучшей сохранности миниатюру монтировали под стекло в декоративную раму из бронзы, дерева или драгоценных металлов. Нередко пейзажными сценами и композициями на мифологические сюжеты украшали различные предметы декоративно-прикладного искусства.

Со временем нарушение условий хранения, недостатки монтировки, использование жестких клеев пагубно сказывается на основе миниатюр. Кость теряет эластичность, деформируется, образуются трещины, что впоследствии приводит к распадению на части, нарушается связь с красочным слоем, появляются осыпи и утраты.

После осмотра коллекции хранителем и реставратором в мастерскую поступили 47 миниатюр. Перед реставраторами стояла задача вернуть им экспозиционный вид, что потребовало индивидуального подхода к каждому предмету. Часть миниатюр нуждалась в замене стекол, обеспыливании, реставрации рам. Для восстановления других необходимо было более серьезное вмешательство: удаление пятен клея и лака с изображения, устранение деформации костяных пластин, склейка фрагментов, тонирование царапин, утрат и потертостей красочного слоя. Работы проводились совместно с реставраторами Мастерской реставрации предметов прикладного искусства.

Портрет неизвестного в синем сюртуке Франция. Начало XIX века Кость, акварель, гуашь. 8,0×6,5 До реставрации

Портрет неизвестного в синем сюртуке Франция. Начало XIX века Кость, акварель, гуашь. 8,0×6,5 После реставрации