Обложки журналов «Vogue», «Harper's Bazaar», «Vanity Fair»

Название Обложки журналов «Vogue», «Harper's Bazaar», «Vanity Fair»
Датировка Начало XX века
Материал Мелованная бумага
Реставратор(ы) Шахалова Мария Александровна
Мастерская Мастерская реставрации графики
Увеличить

В 2011 году в мастерской реставрации графики ГМИИ им. А.С. Пушкина, были отреставрированы 21 обложки журналов «Vogue», «Harpers Bazar» и «Vanity Fair» – часть собрания Павла Этингера, переданного в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1949 году по завещанию коллекционера.

Листы с двусторонним изображением. Для печати «Глянца» начала 20-го столетия, использовалась мелованная бумага. «Грунт» защищал не очень качественную бумагу от механических повреждений, позволял сохранять яркость и насыщенность красок печати. Однако со временем листы утратили прочность, появились сломы с осыпями мелованного слоя и многочисленные разрывы. Также сильно портили внешний вид экспонатов следы от захватов пальцами, грязь и различные пятна.

Перед началом работы, реставратором были проведены пробы на устойчивость к водной обработке. Тесты выявили текучесть некоторых красок и растворимость связующего в мелованном грунте, поэтому было принято решение, проводить работы в полусухом состоянии. При очистке от загрязнений использовался водно-спиртовой раствор. Этот процесс производился осторожно, только для быстрого устранения загрязнений, не давая возможности влаге впитаться в бумагу и повредить грунт.

Также, трудности заключались при подклейке разрывов и сломов. Традиционно используемые в реставрации клеи и японская бумага не давали хороших результатов. Реставратором найден способ склейки разрывов и сломов с помощью композиции растительного и животного клеев, а также современной бумаги, которая позволила минимально прикрывать изображения с оборотной стороны.

Далее листы расправлены, методом отдаленного увлажнения, с помощью материала Goretex, затем помещены в пресс и высушены между листами картона в течение 14 дней.

Немало времени понадобилось реставратору для подбора подходящих для тонировки, в местах разрывов, утрат и сломов, красок. В результате, были использованы сухая гуашь, акрил, окончательно придавшие экспозиционный вид нашим экспонатам. После изготовления монтировок, обложки были возвращены в хранение.