Кратер с плющевой ветвью III века до н.э.

Название Кратер с плющевой ветвью
Датировка III век до н.э.
Материал Керамика
Реставратор(ы) Устинова Юлия Николаевна
Мастерская Мастерская реставрации предметов прикладного искусства
Увеличить

Работа по реставрации античных перемещенных ценностей в ГМИИ им. А.С. Пушкина началась в 2002 году, практически одновременно с описанием этого фонда и его научной атрибуцией. Было отреставрировано большое количество керамики, которая была представлена на выставке «Археология войны. Возвращение из небытия». Некоторые предметы заняли свое место в обновленной постоянной экспозиции музея. Эта работа продолжается и по сей день. Уже накоплен немалый практический опыт и отработаны методики реставрации этой коллекции. И, тем не менее, каждый экспонат требует особого подхода, тщательного изучения и решения индивидуальных задач.

В 2007 году была начата работа по разборке разрозненных фрагментов и определение их принадлежности к данному экспонату. Фото кратера с плющевой ветвью на тулове III век до Н.Э., было найдено в немецком каталоге утерянных ценностей (Dokumentation der Verluste. Antikensammlung. Band V.1. Berlin 2005), под № V.I. 4983. Из каталожных данных нам известно, что он найден в Кампании (Италия), приобретен в 1909 году в Риме и подарен берлинскому музею Боде. На фото видно, что он был ранее уже реставрирован. Склеен из множества фрагментов, швы затонированы, на венчике склейка стянута металлическими скобками, видимо для прочности. Количество склеенных фрагментов не указано, и не видно были ли утраты. Вероятно реставрация была проведена до 1909 года, так как в Берлинский музей он поступил уже склеенным из фрагментов. Благодаря огромной работе, проведенной музейными сотрудниками по разбору и обнаружению фрагментов, реставрация началась с определения их принадлежности к данному кратеру. Черепки были сильно руинированы, обожжены, почти 50% чернолакового покрытия диструктировало под воздействием открытого пламени, на некоторых фрагментах лак выгорел полностью. В следствии неравномерного нагрева при горении, а также благодаря внушительным размерам кратера (высота-57 см. диаметр венчика-67 см.) фрагменты сильно деформировались. И состыковать их друг с другом составляло определенные сложности. К тому же некоторые фрагменты были грубо сточены по краям. Этот прием нам уже хорошо известен по ранее реставрированным экспонатам. Вероятнее всего это так называемая реставрация XIX века.

Очистка черепков проводилась по ранее отработанной методике, поскольку все предметы из этой коллекции имеют характерные поверхностные загрязнения, следы горения, такие как сажа и копоть, наросты спекшейся стекловидной массы, удаляемой только механически, солевые корки на поверхности. Пробный обжиг отдельных сильно загрязненных черепков не дал положительных результатов. Копоть частично выгорела, но загрязнения остались. Поскольку допустимая температура обжига, применяемая в реставрационном процессе, невелика, мы не можем таким образом удалить загрязнения, в состав которых входят химические элементы, которые выгорают при температуре, более допустимой. Методики восстановления деструктированного в процессе горения лака на сегодняшний день так же не существует. Рисунок плющевой ветви выгорел, остался только контур. Полностью утрачена позолота, которая некогда покрывала резной ободок, идущий по венчику, так называемый яичный орнамент, а так же сама плющевая ветвь. Остатки золота можно разглядеть лишь в углублениях краски, которую наносили под позолоту, да и то только под микроскопом.

Склейка экспоната проходила сложно. Перед нами было около двухсот разрозненных фрагментов, просто склеить которые при таком количестве, без искажения формы не представлялось возможным. Чтобы добиться минимального искажения, необходимо определить как можно более четкую последовательность склейки. Но довольно большое количество утраченных фрагментов делало задачу реконструкции сложной и трудоемкой. И к тому же обточенные фрагменты, плохо стыковались друг с другом, что в свою очередь делало склейку ненадежной. Поэтому пришлось склеивать фрагменты по ярусам, одновременно осуществлять восполнения из гипсополимера, и укреплять плохо стыкующиеся швы склейки. Для реконструкции была изготовлена болванка из монтажной пены, которая в свою очередь повторяла контуры кратера, и помогала фиксировать склеиваемые фрагменты. В результате проведенных мероприятий 178 черепков нашли свое место при реконструкции кратера, и, тем не менее, оставалось еще значительное количество недостающих фрагментов. Был продолжен их поиск в запасниках музея, частично он увенчался успехом. Но найдено было далеко не все. И опять же, у нас нет подтверждений того, что недостающие фрагменты были в наличии до 1941 года. Поэтому было решено восполнить недостающие фрагменты. С тонировкой восполнений не возникло разногласий, поскольку вся поверхность кратера покрыта черным лаком, восполнения так же были затонированы в черный цвет. Позолоту на росписи было решено не восстанавливать. Поскольку задачей современной реставрации является консервация сохранившегося, и как можно более корректное вмешательство в памятник. Воссоздание первоначального облика предмета уходит на второй план и не является основополагающим, особенно в области археологии. Применение в современной реставрации обратимых материалов облегчает в последствии процесс демонтажа, если это понадобиться в будущем. Например, если предположить, что недостающие фрагменты найдутся, тем более, что данный факт уже имел место при реставрации берлинской коллекции.