Иоганн Кениг «Похищение Европы»

Автор Кениг Иоганн
Название Похищение Европы
Школа Германия
Датировка 1621
Материал Пергамен, наклеенный на медь
Техника Клеевая живопись
Реставратор(ы) Фролова Марина Вячеславовна
Мастерская Мастерская реставрации графики
Увеличить

Картина Иоганна Кенига «Похищение Европы» поступила в мастерскую реставрации графики в 2009 году, в ходе работы по подготовке выставки «Знакомое и неизвестное» (2010 г.), к изданию полного каталога живописи из музейного собрания.

Выполненная на тончайшем пергамене, в технике клеевой живописи с использованием твореного золота, картина первоначально была натянута на толстую медную пластину - поля загнуты на оборотную сторону и наклеены грубым клеем. В дальнейшем, вследствие пересыхания пергамена, по краям появились трещины и разрывы и как результат деформация пергамена – точечные осыпи красочного слоя. Поля картины многократно подклеивались, вследствие чего пергамен по периметру окрасился окислами меди в зеленый цвет.

Позднее пергамен был дублирован на японскую бумагу мучным клеем. Но разрывы предварительно не были проклеены, а грубые слои глютинового клея по краям не были удалены, что привело к отставанию краев разрывов пергамена от бумаги, а постоянные попытки закрепить его на старой пластине, привели к тому, что поля оторвались практически по всему периметру и частично утрачены.

Реставрационным мероприятиям предшествовали лабораторные исследования по определению связующего красок и использовавшихся для подклейки пергамена клеев. В результате проведенных исследований было выявлено связующее – глютиновый клей животного происхождения. Для подклейки полей картины на медную доску, использовался столярный клей, а для дублировки – клей из пшеничной муки.

Первым этапом реставрационных работ стало укрепление клеевым составом осыпей красочного слоя. Затем, осторожно, с помощью клеевых компрессов размягчался грубый столярный клей на полях пергамена. После того как медная пластина была удалена, можно было приступить к удалению дублировочной бумаги. Чтобы избежать деформации пергамена и повреждения живописи, бумага удалялась в сухую скальпелем, под ней, на полях , оказался еще один слой глютинового клея. Оборот пергамена был тщательно очищен от клея.

Затем, оторванные края пергамена и разрывы на изображении были сведены и подклеены японской бумагой. Утраты полей восполнялись также, японской бумагой, имитирующей материал основы. В качестве клеющего состава использовалась смесь кроличьего клея и клея из пшеничного крахмала.

Для увлажнения, картина была помещена в увлажнительную камеру, расправлена и высушена под небольшим грузом.

Чтобы в дальнейшем избежать повреждения пергамена, на Реставрационном Совете было решено не использовать прежний способ натяжения на старую медную пластину. Картина была закреплена на листе музейного картона в расправленном виде с помощью полос японской бумаги. Для экспонирования были изготовлены паспарту и рама, а медная пластина закреплена на картоне задника, после чего картина заняла свое достойное место в экспозиции выставки.