Цветные японские ксилографии

Автор Утагава Кунисада
Название Японские ксилографии
Школа Япония
Техника Цветная ксилография
Мастерская Мастерская реставрации графики
Увеличить

В 2012 году в мастерской реставрации графики была закончена реставрация японских цветных ксилографий из хранения восточной графики ГМИИ им. А.С.Пушкина.

В музей эта группа предметов была передана в разное время из разных коллекций. Так 19 фрагментов игры сугороку (6,7,8,9,10) поступили в музейную коллекцию из собрания Н. Галкина в 1931г., а гравюры Утагава Кунисада "На прогулке"(1) и "У ресторана Хасимото"(3) получены из Дирекции художественных выставок и панорам (ДВХП) в 1957г.

Ксилографии выполнены в стиле Укиё-э периода Эдо. Главная тема укиё-э - повседневная жизнь горожан, их будни и праздники: прекрасные куртизанки (бидзин-га), борцы сумо, актеры театра Кабуки (якуся-э), эротические сцены (сюнга), пейзажи (фукэй-га) и изображения цветов и птиц (катё -га).

Многие японские гравюры в музейном собрании требуют реставрации и консервации для последующего экспонирования и корректного хранения. Реставрационные работы в данном случае имеют присущую им специфику, в том числе применение традиционных японских материалов: японской бумаги, клея, инструментов.

Этапы реставрационной работы

1.Реставрация гравюр Утагава Кунисада (1786-1864) "На прогулке"(1) и "У ресторана Хасимото"(3).

Японские гравюры печатались на разных сортах бумаги ручного отлива для достижения большей выразительности. Печатник принимал во внимание гигроскопичность бумаги (степень впитывания красителей) и ее фактуры, что помогало воплощению художественного замысла автора. В состав бумаги входило растительное волокно и растительная проклейка. Традиционная японская бумага (васи), - тонкая, длинноволокнистая, слабопроклеенная, работа с ней требует очень деликатного подхода, т.к. малейшее механическое воздействие вызывает повреждение поверхности (отслоение волокон). Поэтому, осуществлять механическую очистку возможно только с помощью скальпеля и мягкой кисти, и только в областях неглубоких загрязнений.

Японские красители, используемые в гравюрах, представляют собой смесь растительных и минеральных пигментов, воды и небольшого количества коллагенового клея животного происхождения, и не всегда водостойки. Поэтому предварительно были проведены тесты на текучесть красочного слоя и музейных штампов, выполненных фиолетовыми чернилами. Тест показал устойчивость к водной обработке печатных красок, а чернила штампов - нет. Для того, чтобы избежать проникновения красителя на лицевую сторону гравюры, музейные штампы были ослаблены водно-спиртовым раствором на фильтровальной бумаге.

Листы были промыты от желтизны, с учетом хрупкости и рыхлости бумаги, на специальной сетке в кюветах с дистиллированной водой. С оборотных сторон ксилографий были удалены наклейки и следы клея.

Для удаления жировых и бурых пятен применялась местная химическая обработка. Далее листы были промыты в воде до нейтральной реакции йодкрахмальной бумаги.

Для подклейки разрывов и укрепления сломов, а также восполнения мелких утрат, использовалась сходная по цвету и толщине традиционная японская бумага васи и клей, приготовленный из пшеничного крахмала. Значительные по размеру утраты, создающие трудности для последующей тонировки, восполнялись тонированной бумажной массой.

Следующим этапом в работе был процесс сушки бумаги. Гравюры высушивались в прессе в течение трех недель. После отпрессования была проведена художественная ретушь акварельными красками(5). Гравюры смонтированы в паспарту из безкислотного картона и возвращены в хранение (2, 4).

2. Реставрация гравюры Утагава Кунисада (1786 - 1864) для игры сугороку (6, 7, 8, 9, 10).

Сугороку (яп. «парные шестерки») - настольная игра в кости с передвижными фишками по клеточкам поля. В данном случае, это серия портретов известных актеров театра Кабуки.

Ранее это был цельный большой лист, который был позднее разрезан на 20 фрагментов. В музее сохранились лишь 19 из них.

Сначала все музейные штампы с инвентарными номерами были ослаблены, поверхность каждого фрагмента была очищена от механических загрязнений и наклеек. Листы были промыты от желтизны. Далее, как и в предыдущем случае, применялась локальная химическая обработка.

Небольшие разрывы подклеивались японской бумагой, загрязненые края разрывов, сломы и мелкие утраты были восполнены бумажной массой, методом долива на столе с подсветом.

Перед реставратором была поставлена задача объединить фрагменты согласно оригинальному замыслу автора в единый лист. Части гравюры были склеены, а недостающие фрагменты были восполнены японской бумагой, заранее тонированной акварелью. Затем гравюра была сдублирована на тонкий лист японской бумаги, что позволило воссоздать первоначальный облик ксилографии, не изменяя ее качества.

Японская бумага гигроскопична и сильно растягивается во влажном состоянии. Для того, чтобы избежать неравномерного растяжения при высыхании, перед дублированием все фрагменты были слегка увлажнены с помощью компресса из влажной ткани, материала Нoretex и пленки. Для выравнивания деформации бумажной основы лист поместили между слоями сукна в пресс. Процесс высушивания занял около трех недель.

После отпрессования лист был тонирован в местах утрат, потертостей и сломов с помощью акварели (11, 12, 13, 14). Для дальнейшего экспонирования и хранения гравюра была помещена в паспарту из рН-нейтрального картона.