Garofalo, Adoration of the Shepherds

Author Garofalo (Benvenuto Tisi)
Title Adoration of the Shepherds
School Italy
Date 1507
Material Oil, canvas
Workshop Paintings Conservation
Zoom

Conservation of Benvenuto Tisi called Garofalo's painting Adoration of the shepherds was finished in the Paintings Conservation Workshop in 2011. Despite its great size (243x151 cm) the painting was taken off its wooden base and lined with canvas in 1848 by an art conservator named Mitrokhin. Like the majority of paintings which were subjected to such complex treatments, the surface of this one became prone to deformations, flaking and delamination of the base, as well as destruction of the paint layer. Besides all that, original paint was hidden under layers of yellowed varnish and discoloured retouches. Inpaintings and fillings at the areas where the original wooden base was connected had the most layers.

The research was made to evaluate the painting's state of preservation. UV photography revealed uneven layers of varnish and numerous retouches across the whole surface of the painting. IR photography helped to find original paint losses and inpaintings. X-raying one of the fragments of the piece showed that this particular method of research was ineffective due to larch amounts of white lead used as a base for lining.

The first step in the process of conservation was to consolidate the base and paint layers. After that surface contaminations were removed and we performed a try out cleaning of original paint. In the process of cleaning it became obvious that many fillings and inpaintings were covering large areas of original paint, thus distorting the original image. For example one of the inpaintings changed the angle and size of Madonna's left hand. After the cleaning, the inpaintings were fixed, necessary fillings were made, the surface was varnished and after that retouches were added.

As a result of all the conservation treatments the piece was ready to be exhibited once again.

Гарофало «Поклонение пастухов»

Автор Гарофало (Бенвенуто Тизи)
Название Поклонение пастухов
Школа Италия (Феррара)
Датировка 1507
Материал Холст (перевод с дерева), масло
Реставратор(ы) Скутте Марина Александровна
Мастерская Мастерская реставрации живописи
Увеличить

В 2011 году в мастерской реставрации живописи была завершена реставрация картины феррарского художника Бенвенуто Тизи (по прозвищу Гарофало) «Поклонение пастухов». Несмотря на внушительные размеры (242х151 см), в 1848 г. картину перевели с деревянной основы на холст (реставратор Митрохин). Как и большинство произведений, переживших такую сложную техническую операцию, поверхность картины имеет тенденцию к появлению деформаций, образованию расслоения и отставания грунта, разрушению красочного слоя. Кроме этого, первоначальная живопись находилась под слоями пожелтевшего лака и изменившихся в цвете и тоне тонировок. Наиболее многослойными были записи и перегрунтовки на участках стыков прежней деревянной основы.

Для определения сохранности живописи были проведены необходимые исследования: съёмка в УФ-лучах выявила неравномерное покрытие картины разновременными слоями лака и многочисленные прописи по всей поверхности. При исследовании в инфракрасном излучении удалось выявить утраты авторского слоя живописи и наличие записей. Пробное рентгенографирование одного фрагмента картины подтвердило предположение об отсутствии результативности этого вида исследования, поскольку в переводном грунте содержится большое количество свинцовых белил.

На первом этапе работы над картиной были проведены консервационные мероприятия по укреплению аварийных разрушений грунта и красочного слоя. После этого были удалены поверхностные загрязнения и выполнены небольшие пробы по раскрытию авторской живописи. В процессе удаления многочисленных поздних наслоений было выяснено, что на отдельных участках записи и перегрунтовки широко перекрывают первоначальную живопись, искажая авторскую композицию. Так, к примеру, во время одного из поновлений был значительно изменён ракурс и размер левой руки Мадонны. После полного раскрытия живописи были выровнены поновительские вставки, в места утрат подведён новый реставрационный грунт, нанесён слой лака, после чего восполнены утраты авторской живописи.

В результате проведённых реставрационных мероприятий картина приобрела экспозиционный вид.