Гарофало «Поклонение пастухов»

Автор Гарофало (Бенвенуто Тизи)
Название Поклонение пастухов
Школа Италия (Феррара)
Датировка 1507
Материал Холст (перевод с дерева), масло
Реставратор(ы) Скутте Марина Александровна
Мастерская Мастерская реставрации живописи
Увеличить

В 2011 году в мастерской реставрации живописи была завершена реставрация картины феррарского художника Бенвенуто Тизи (по прозвищу Гарофало) «Поклонение пастухов». Несмотря на внушительные размеры (242х151 см), в 1848 г. картину перевели с деревянной основы на холст (реставратор Митрохин). Как и большинство произведений, переживших такую сложную техническую операцию, поверхность картины имеет тенденцию к появлению деформаций, образованию расслоения и отставания грунта, разрушению красочного слоя. Кроме этого, первоначальная живопись находилась под слоями пожелтевшего лака и изменившихся в цвете и тоне тонировок. Наиболее многослойными были записи и перегрунтовки на участках стыков прежней деревянной основы.

Для определения сохранности живописи были проведены необходимые исследования: съёмка в УФ-лучах выявила неравномерное покрытие картины разновременными слоями лака и многочисленные прописи по всей поверхности. При исследовании в инфракрасном излучении удалось выявить утраты авторского слоя живописи и наличие записей. Пробное рентгенографирование одного фрагмента картины подтвердило предположение об отсутствии результативности этого вида исследования, поскольку в переводном грунте содержится большое количество свинцовых белил.

На первом этапе работы над картиной были проведены консервационные мероприятия по укреплению аварийных разрушений грунта и красочного слоя. После этого были удалены поверхностные загрязнения и выполнены небольшие пробы по раскрытию авторской живописи. В процессе удаления многочисленных поздних наслоений было выяснено, что на отдельных участках записи и перегрунтовки широко перекрывают первоначальную живопись, искажая авторскую композицию. Так, к примеру, во время одного из поновлений был значительно изменён ракурс и размер левой руки Мадонны. После полного раскрытия живописи были выровнены поновительские вставки, в места утрат подведён новый реставрационный грунт, нанесён слой лака, после чего восполнены утраты авторской живописи.

В результате проведённых реставрационных мероприятий картина приобрела экспозиционный вид.