Карл Людвиг Фроммель «Итальянский пейзаж»

Автор Карл Людвиг Фроммель
Название Итальянский пейзаж
Школа Германия
Датировка Середина XIX века
Материал Бумага
Техника Акварель, лак
Мастерская Мастерская реставрации графики
Увеличить

Реставрация «Итальянского пейзажа» Карла Людвига Фроммеля была закончена в 2006 году. В мастерскую реставрации графики рисунок был передан в очень плохом состоянии: многочисленные разрывы, подклеенные с оборотной стороны грубым столярным клеем, приведшие к сильной деформации, многочисленные утраты основы по краям рисунка, глубоко въевшиеся в бумагу слои грязи и пыли, коричневые пятна клея вокруг прорыва в правой половине листа. Состояние сохранности рисунка исключало возможность его экспонирования.

На оборотной стороне рисунка карандашная надпись: «Пейзажъ великий импортный художник Pluchekr Подтверждаю А.Сидоров» и неразборчивая надпись на французском языке.

В первую очередь были проведены исследования лака. Методом ИК-спектроскопии был определен состав лака, это легко растворяемая в воде камедь. Поэтому все реставрационные мероприятия, где требовалось увлажнение, необходимо было проводить с большой осторожностью.

После очистки от поверхностных загрязнений, с помощью клеевых компрессов с оборота были удалены наклейки и слой остекленевшего, потерявшего эластичность столярного клея. Затем проведена щадящая промывка от желтизны с помощью отжатых ватных тампонов. Рисунок был помещен в увлажнительную камеру, а затем, расправлен. Далее была проведена работа по склейке многочисленных разрывов с помощью японской бумаги и клея из пшеничного крахмала.

Особая сложность работы заключалась в нанесении тонкого слоя бумажной массы на загрязненные края разрывов. Чтобы избежать появления затеков, работа проводилась с помощью хорошо впитывающих влагу материалов, увлажненное бумажной массой место, быстро высушивалось.

Утраты бумаги были восполнены бумагой, близкой по толщине, фактуре и цвету к бумаге оригинала. Основа рисунка была укреплена дублированием на японскую бумагу и высушена в растянутом состоянии, чтобы избежать травмирования живописи и лака.

Завершающим этапом реставрационных мероприятий было проведение реставрационной ретуши. А после монтирования в паспарту из рН-нейтрального картона, рисунок возвращен в хранение.