Francois Gerard, Mazarin

Author Francois Gerard
Title Mazarin
School France
Date 1875
Material Paper
Technique Mezzo-tinto
Workshop Paper Сonservation
Zoom

A French master Francois Gerard's gravure print Mazarin made after F. Delaroche's painting was sent to the Graphics Conservation Workshop in 2009.

Velvety-black undertones, subtle and varied tone gradations, picturesque soft transitions from shadow areas to the brightly lit ones are characteristic for mezzo-tinto works.

The challenges of this conservation were due to the rare for such works size, that is rather large, as well as its velvety surface, easily prone to damages. The print was adhered to the underframe at the edges, which, combined with poor storage conditions, resulted in various tears and deformations. The sheet was covered in dirt and dust. In the 'before' photo uneven yellow discoloration can be clearly seen, as well as smudges with whitish settling in the middle of the image.

The conservators checked reversibility of the glue used for fixing the print on its underframe. It was gelatinous (animal) glue. Dismantling was performed using an ultrasonic steam pen. The print was freed of its underframe and flattened under press. Cleaning and dedusting followed the process.

Cleaning of the print off its yellow discoloration was performed very carefully in a tray with Holitex materials. As a result of this chemical treatment the sheet was lightened, stains and smudges were removed.

The tears were mended with Japanese paper and wheat starch paste. The losses were filled with paper pulp at the vacuum table. The print was lined with thin Japanese paper and placed under press. After drying between textiles for 14 days, retouches were made at the places of tears and paint layer losses. It was placed in a passe-partout made of acid-free cardboard and returned to the storage of the Graphics Department.

Жерар Франсуа «Мазарини»

Автор Жерар Франсуа
Название Мазарини
Школа Франция
Датировка 1875
Материал Бумага
Техника Меццо-тинто
Реставратор(ы) Баранова Мария Витальевна
Мастерская Мастерская реставрации графики
Увеличить

Гравюра французского мастера Жерара Франсуа «Мазарини», выполненная по композиции Ф. Делароша, поступила в мастерскую реставрацию графики в 2009 г. (Реставратор Баранова М.В.)

Характерными внешними признаками работы, выполненной в технике меццо-тинто, являются глубокие бархатно-чёрные тона, тонкие и разнообразные градации тона, живописная мягкость переходов от теневых участков к самым ярким световым бликам.

Сложность реставрации данного листа, заключалась в его большом формате, редком для техники меццо-тинто, а также в "бархатной "поверхности, легко подверженной повреждениям. Гравюра была наклеена полями на подрамник, что в результате плохого хранения, привело к многочисленным прорывам и сильной деформации. Лист был сильно загрязнен и запылен. На фото до реставрации, хорошо видны неравномерное пожелтение, а также затеки, которые дали белесый налет по центру изображения.

Реставратором были проведены пробы на обратимость клея, с помощью которого лист был закреплен на подрамнике. При наклейке гравюры использовался глютиновый клей, животного происхождения. Демонтаж проводился с помощью ультразвукового карандаша-отпаривателя. Гравюра освобождена от подрамника и монтировочного клея, расправлена под местными грузами. Затем, следовала очистка от поверхностных загрязнений и обеспыливание.

Промывка от желтизны проводилась с большой осторожностью, в ванне, на подложке из вспомогательного материала Holitex. В результате химической обработки, лист осветлен, удалены затеки и пятна.

Разрывы сведены и подклеены японской бумагой с использованием пасты из пшеничного крахмала. Утраты основы восполнены бумажной массой на столе низкого давления. Гравюра дублирована на тонкую японскую бумагу и помещена в пресс. После высушивания между сукнами в течение 14 дней, в местах разрывов и потертостей красочного слоя произведена реставрационная ретушь. Затем, лист монтирован в паспарту из безкислотного картона и возвращен в хранение Отдела графики.