Большая ойнохоя с четырехсторонним декором

Название Большая ойнохоя с четырехсторонним декором
Школа Греция
Датировка Конец VIII – начало VII века до н.э.
Материал Глина, обмазка, краски
Реставратор(ы) Калиничев Дмитрий Анатольевич
Мастерская Мастерская реставрации предметов прикладного искусства
Увеличить

Большая ойнохоя конца VIII-го – начала VII-го века до н.э. относится к раннему периоду архаической эпохи и представляет широко распространенный в это время на Кипре тип кувшина с шаровидным туловом на кольцевом поддоне, цилиндрическим горлом, трехлопастным венчиком и двуствольной ручкой. Четырехсторонний декор ваз этой группы строится по общему принципу: боковые стороны украшены концентрической росписью из красных и черно-коричневых колец, которые располагаются вокруг центрального концентрического кружка; при этом циклические ряды из концентрических кружков, аналогичных центральному, нередко заполняют интервалы между кольцами. В собрании ГМИИ находится несколько подобных сосудов; ойнохоя Инв. АВ 3356 является наиболее крупным из них. Она выделяется не только своими размерами, но и особой тщательностью исполнения декора. Наряду с обычным орнаментом концентрических кругов, на лицевой стороне ее плечиков присутствует и растительный мотив, который, возможно, служит условным изображением «мирового древа». Появление растительных мотивов в декоре кипрских ваз – важное новшество, получившее распространение лишь во времена архаики. Но при этом существенно, что в основе растительного орнамента на плечиках ойнохои из ГМИИ прочитывается пересечение вертикали с косым крестом – традиционный элемент композиции, нередко служивший украшением фаса и реверса ваз с четырехсторонним декором еще в геометрическую эпоху.

Большая ойнохоя из нашего собрания принадлежит к числу предметов, которые были разрушены в мае 1945 года при взрыве бункера противовоздушной обороны, где хранилась значительная часть предметов из коллекций Берлинских музеев. До 2011 года ее фрагменты находились среди других обломков керамики из фонда перемещенных ценностей, несущих следы пребывания в огне пожара; их атрибуция представлялась затруднительной. Но в результате кропотливой работы, занявшей несколько месяцев, все же удалось подобрать друг к другу 126 черепков, предварительная склейка которых стала первым этапом по восстановлению сосуда. Приблизительно пятая часть его поверхности была сильно закопчена, вплоть до полной невозможности различения росписи, а седьмая часть утрачена. Выяснилось, что утраты есть на каждой из четырех сторон ойнохои и распределены практически по всей ее поверхности: лакуны располагались в нижней и верхней частях тулова, а также на горле, венчике и ручке. После первичной склейки и последующего демонтажа фрагменты были подвергнуты термической очистке (т.е. обжигу в печи при температуре 450-600 °C; температура устанавливалась в зависимости от характера загрязнения конкретного фрагмента сажей и копотью). Затем очищенные фрагменты вновь склеивались между собой раствором акрилового сополимера (БМК-5) в изопропиловом спирте. Восстановление утрат осуществлялось тонированным медицинским гипсом. Поскольку неправильные очертания «островков» утрат сильно нарушали зрительную цельность сосуда, было решено прибегнуть к частичному восстановлению росписи, «замкнув» самые широкие и крупные концентрические кольца, украшающие его боковые стороны. Исходная геометрическая правильность концентрических полос, украшающих боковые стороны ойнохои, исключала возможность серьезных искажений ее облика, и в то же время, позволяла придать вазе более гармоничный вид. Восстановления более мелких деталей росписи при этом не проводилось. Заключительным этапом реставрации ойнохои была мастиковка швов между фрагментами, которая выполнялась тонированной пастой на основе раствора акрилового сополимера БМК-5 в изопропиловом спирте.