Twice rescued

The photo exhibition "Twice Rescued" is organized by the Pushkin State Museum of Fine Arts together with the Russian Centre of Science and Culture in Chennai. The exhibition, dedicated to the 77th anniversary of the Great Victory, will be opened on September 3, 2020 due to the situation with the coronavirus. It will feature photographs showing the results of many years of museum conservators' work with art objects that were damaged during the Second World War.

At the end of the war in 1945, the Pushkin State Museum of Fine Arts received artworks brought from Germany to the Soviet Union as restitution. In the first post-war decade, the efforts of museum specialists - curators and conservators- were aimed at saving the painting masterpieces from the Dresden Gallery, many of which required immediate conservation treatments.

In the early 2000s, researchers and object conservators began to study and restore monuments of ancient art, including a large number of burnt and deformed fragments of ceramics, metal, bone and glass. The results of these years of work done by the team of conservators from several museums and specialized workshops in Moscow, were presented at the exhibitions in the Pushkin State Museum of Fine Arts "Archaeology of War. The Return from Nonexistence" (2005) and "The Art of Ancient Cyprus" (2014). In 10 years, more than 750 museum objects have been conserved and restored. In 2015, a project to conserve Donatello's bronze sculptures, as well as some works by other masters of Western European Renaissance sculpture, was launched together with the Bode Museum.

The exhibition "Twice Rescued" presents only a small part of the objects from the "Transferred art" collection restored at the Pushkin State Museum - 30 photographs of unique works of ancient and Western European art. The specially created page on the Pushkin State Museum Department of Conservation website will introduce you to the history of the museum collections, the fate of individual objects and the remarkable results of the work done by our conservators, thanks to whom these pieces have found their second life.

The Kaiser-Friedrich-Museum

The State Museums of Berlin is one of the oldest and most extensive museum associations in Western Europe. The history of Berlin's museums began with the collection of the Brandenburg Electors, the so-called Kunstkammer, which was formed in the late 16th century. During the following centuries, the collection was continuously expanding, which led to its division into several museum collections. Formed on the basis of the Kunstkammer, collections of objects of natural history and ancient art turned into separate museums, and the most valuable objects of decorative and applied art were the Berlin Castle collection. The nineteenth century saw the opening of many new museums built by the famous architect Karl Friedrich Schinkel (1781-1841) and his students. The following museums were opened to the public: the Royal Museum (now the Old Museum, 1830), the New Museum (1855), the National Gallery (1861), which in the 20th century was called the "Old National Gallery" after the "New" was opened. The erection of the Kaiser Friedrich Museum on Museum Island continued the era of rapid construction.

From the very beginning, the Kaiser Friedrich Museum was intended to be a museum of Italian Renaissance art, because by this time Berlin had the largest collection of Italian sculpture and painting outside Italy. Wilhelm von Bode (1845-1929) was the initiator and inspirer of the idea of creating a museum with its own building and collection. He was an art historian and museum worker who for many years conducted an unprecedented campaign for the acquisition of art in Italy and abroad. The interiors of the newly opened museum reflected Bodet's taste as a collector: paintings, sculpture and decorative art objects were exhibited together, which distinguished the museum setting from the traditional one. Separate halls, such as the Rotunda or Basilica, were an attempt to recreate the architecture and interior decoration of Italian churches. Others, filled with many small objects, became kind of cabinets of curiosities, reminiscent of the interiors of private collectors' houses.

A few years later, the turn to expand the premises reached the Berlin Antique Collection - in 1910 the construction of the Pergamon-Museum began on the nearby territory. In addition to the famous Pergamon Altar, it displayed the collections of the West Asian Museum and the Museum of Islamic Art. From 1930 to 1939, the German Museum was located nearby, where masterpieces of German sculpture were exhibited.

The Friedrichshain park bunker

With the outbreak of World War II, the management of the State Museums of Berlin were concerned about the preservation of objects from museum collections. In 1939 the exhibitions on Museum Island were closed to the public, the objects were packed and prepared for transportation.

A large number of different works of art - ancient, Western European, Asian and other - were housed in several vaults in Berlin and its suburbs, which were considered safe. The original plan of the German military command did not assume that the city would be attacked from the air, but already in August 1940, the first bombing of Berlin by the British Air Force showed that this was not the case.

The response to the air threat was the construction of massive concrete structures in Berlin's three major parks - in the Zoological Garden, Friedrichshain and Humboldthain - so-called flak towers (Flaktürme) - of about 60 x 60 m in size and equipped with anti-aircraft guns. The location (far from the townhouses) and the height of the towers were dictated by the need for a wide firing sector. Nicknamed "firing cathedrals" by the designer Friedrich Thamm, the anti-aircraft towers also had a considerable ideological meaning - they were supposed to symbolise enormous military power, bring peace and hope to the citizens' hearts. Their architectural design was the responsibility of Albert Speer's bureau, who personally discussed the plans with Adolf Hitler.

The technical arrangement of each anti-aircraft battery required, in addition to the main gun tower, another fortified structure at a short distance from it - from which guidance and radar were conducted. These multi-storey buildings, with reinforced concrete walls of about two metres thick, were called "leitturm" ("control towers"). Their windows and doors had steel panels 5-10 cm thick with massive locking mechanisms, and the building's volume was about 40 thousand m3. The control towers still had plenty of space left after the equipment and personnel of the Luftwaffe were placed. For this reason, in two of them - in the Zoological Garden and in the Friedrichshain Park - the administration of the Berlin Museums was given the opportunity to shelter the collections.

The Friedrichshain Tower in its lower tier housed more than 1600 paintings from the collection of the Berlin Picture Gallery and, on the floor above the sculpture, collections of the Kaiser Friedrich Museum, the Antique Collection, the Museum of Decorative Arts, the National Gallery and the Asian Art Collection.

Berlin, 1945

Already at the end of 1944, Berlin's fortified depositories, which had reliably protected works of art in the previous years of the war, ceased to give confidence to the German command. In an atmosphere of strict secrecy and lack of transport, from November 1944 to April 1945, several freight expeditions evacuated more than 1,200 paintings from the bunker in Friedrichshain to the Kaiseroda salt mine in Merkers, some 400 km southwest of Berlin. It was there, together with other valuable finds - the Reichsbank gold reserve and the famous bust of Nefertiti - that they were discovered in April 1945 by the US Army, which had a special unit set up to look for works of art (MFA&A).

The fate of the rest of the collections in Berlin was different. Since the capture of the city by Soviet troops on May 2, 1945, the efforts of the trophy brigades, which performed a function similar to that of the U.S. Armed Forces, were focused on the evacuation of works of art from the Zoo bunker. According to the agreement on the quadripartite division of Berlin, the territory of the Zoological Garden was to be in the British sector of occupation, and museum collections would be transferred to the Allies. All valuables from the vault, including the famous "Priam Treasure", were hastily evacuated to the Soviet bridgehead Berlin-Karlshorst for shipment to the USSR. The monumental reliefs of the Pergamon Altar were a great difficulty to transport.

By this time in a bunker in Friedrichshain, formally under the control of the Soviet troops, the first of two devastating fires had already occurred. At first, a vault in the lower tier caught fire, which housed large paintings - their evacuation was impossible. More than 400 first-class works of art, among which were seven major works of Rubens and the workshop, famous "St. Matthew" by Caravaggio and "Kingdom of Pan" by Signorelli, were irrevocably lost. The first fire, which happened between May 5 and 6, was followed by the second one, which happened between May 14 and 18 and destroyed the museum storage in the upper tier of the bunker. Among the many collections kept there were: ancient and medieval sculpture, Byzantine, Chinese and Japanese art, decorative ceramics, jewellery, coins and frames. The causes and exact circumstances of both the first and second fires have not been established, although there are good reasons to believe that at least one of them was the result of arson.

The Pushkin State Museum, 1945–1946

Unlike the paintings; the sculptures, ceramics and decorative objects in the bunker in Friedrichshain were not completely destroyed by fire. The first analysis showed that some of the collections could be saved under the layer of ashes and debris generated by the fire. The works, which began in autumn 1945 led by an archaeologist, professor of Moscow State University V. Blavatsky, and lasted until the spring of 1946, were full archaeological excavations - the most important task was to identify each found object. Several thousand extracted fragments were sent by two different trains to Moscow and Leningrad, which led to the separation of the collections.

The director of the Pushkin State Museum of Fine Arts. D. Mercurov, who insisted on replenishing the funds with the trophy collections, somewhat overestimated the capabilities of the museum, which needed more space and specialists. It was out of the question to start a full restoration of works from the Berlin collections in the State Museum of Fine Arts, where at the same time there was the collection from the Dresden Gallery and several others brought from different regions of Germany - the Moscow museum itself, which survived the evacuation of funds and experienced all the hardships of war time, had many problems. Nevertheless, a significant amount of conservation work - identification, gluing of fragments, cleaning - was carried out in the early 1950s by a small number of conservators.

Merkurov's ambitious plans to create a museum of world art were not destined to come true, and the policy of the USSR on the issue of trophy art in the 1950s took a different course. Partly following the example of the U.S. government, which returned 200 masterpieces of painting to museums in West Berlin, after a lengthy tour of cities in the U.S., the Soviet Union launched a large-scale campaign to return the displaced property to museums in East Germany and Poland. The return of the Dresden Gallery's paintings, which was preceded by an exhibition in Moscow, was its most famous episode. As a result of the transfers of 1955-1958 from the 2.5 million objects taken by the Soviet troops, 1.5 million returned to the East German Democratic Republic. Before that, exhibitions were held in Moscow and Leningrad, which were attended by over 1 million people. After they were over, the exhibits were delivered to Berlin, where shortly before that the old building of the Kaiser Friedrich Museum was opened to the public under a new name - the Bode Museum. A large part of the exhibition was taken up by sculptures extracted from the bunker in Friedrichshain and restored in the Soviet Union.

Work with the Transferred Art Collection in 2000 - 2016

Not all objects recovered from the Friedrichshain bunker were transferred back to the GDR. Many fragmented objects that lost their original appearance and needed large-scale restoration work remained in custody of the museums of Moscow and Leningrad. It is safe to say that fears of spoiling the positive political effect of the return of the newly acquired and restored works of art in East Germany by transferring objects that too closely resembled the disabled from the war played a decisive role. However, while remaining in Soviet museums in a special secret position and occupying limited storage resources, these works could not be exhibited or used in any way. A temporary solution to the problem was to transfer the objects to the Archive of Artworks under the Ministry of Culture of the USSR, which took place in 1963. From this depository, located on the territory of the The Trinity Lavra of St. Sergius in Zagorsk (now Sergiev Posad), the objects from the special collection began to return to the museum only after the collapse of the USSR, in the late 1990s - early 2000s. For several decades the pieces were covered by the veil of secrecy: they were seen only by a few museum curators who came with inspections, for researchers and museum visitors they virtually ceased to exist.

Only the next generations of museum curators and restorers were able to study and process all these materials. Often they did not have any information about the work of their predecessors in the 1950s. The specialists of the Pushkin State Museum of Fine Arts started to restore the collection of antique ceramics, which consisted of burnt and deformed fragments packed in war-time newspapers, in 2002. The result of the work of a huge team of conservators from several museums and specialized workshops was the exhibition "Archaeology of War. Returning from Nonexistence" opened in April 2005. It features the works of antique ceramics, bronze and carved bone that were in the bunker in Friedrichshain. Much of the damage seemed to be irreversible at first sight, and the difficulties encountered by the conservators required the development of new techniques. The exhibition showed the importance of cooperation with the German colleagues, which at that time was just beginning. In November 2005, a conservation colloquium was held with conservators from Berlin working on similar tasks. The Pushkin State Museum conservators approached the next project dedicated to the art of Ancient Cyprus with experience, which made it possible to present more than 300 restored exhibits - painted vases, terracotta and miniature statuettes from the Bronze Age to the era of the Roman Empire - at the exhibition in 2014.

Donatello and other Renaissance masters: research and conservation

In 2015, the Pushkin State Museum of Fine Arts began a new project dedicated to the conservation and restoration of Italian Renaissance sculptures from the former Berlin collection. The project, from the very beginning intended as an interaction between the two museums, is conducted in cooperation with the Bode Museum in Berlin.

The works of famous Renaissance masters such as Donatello, Andrea del Verrocchio, Luca Della Robbia and others, which are still kept in depositories of the Moscow Museum, are extremely difficult to restore. Made of marble and limestone, the sculptures cannot bear high temperatures as it causes them to lose their structural strength. Restoration of many of these sculptures requires unique methods and special studies.

Since March 2016, Russian and German conservators have been sharing their experience and methods of work. The participation of Berlin specialists provides effective assistance to Russian conservators among other things because Berlin has preserved original moulds taken from sculptures to make plaster casts. These moulds give an idea of the original form of the objects and are used to fill in the losses. Since 2018, Russian specialists have been training in Berlin, where they work on objects with similar damages.

On the Russian side, specialists from the Kurchatov Institute National Research Centre, which cooperates with the Pushkin State Museum of Fine Arts in several areas, have joined the project. Prolonged treatments did not become an obstacle to the return of these significant works of sculpture to the public. A series of conferences held by the Moscow and Berlin curators in Berlin (Bode Museum), Florence (Max Planck Institute for Art History) and Trento (University of Trento) presented to the scientific community preliminary results and announced the existence of 57 sculptures that were considered lost after World War II. A special page was opened to the public at www.museumconservation.ru containing photographs, information and conservation dossiers on the objects included in the project. The information has been translated into four European languages and is regularly updated. In January 2019 the first bronze statue "John the Baptist", considered to be the work of the famous Florentine sculptor Donatello, conserved within the project, was exhibited at the Pushkin State Museum. Its conservation was completed by the discovery of original fragments which were previously considered lost. It is one of the most valuable works now available to museum visitors from all over the world. An exhibition of 15 more restored bronze sculptures is scheduled for October 2020.

ДВАЖДЫ СПАСЕННЫЕ

Фотовыставка «Дважды спасенные» организованна совместными усилиями Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Российского центра науки и культуры в Ченнаи (Индия). Выставка, приуроченная к 75-летию Великой Победы, из-за ситуации с коронавирусом будет открыта 3 сентября 2020 года. На ней будут представлены фотографии, показывающие результаты многолетней работы реставраторов музея с предметами искусства, которые пострадали в годы Второй мировой войны.

По окончании войны в 1945 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина поступили художественные ценности, вывезенные из Германии в Советский Союз в качестве компенсаторной реституции. В первое послевоенное десятилетие усилия музейных специалистов — хранителей и реставраторов — были направлены на спасение шедевров живописи Дрезденской галереи, многие из которых требовали немедленных реставрационных мероприятий.

В начале 2000-х годов научные сотрудники музея и реставраторы мастерской прикладного искусства приступили к изучению и реставрации памятников античного искусства, в том числе большого количества обгорелых и деформированных фрагментов и обломков керамики, металла, кости и стекла. Результаты многолетней работы коллектива реставраторов из нескольких музеев и специализированных мастерских Москвы были продемонстрированы на выставках ГМИИ «Археология войны. Возвращение из небытия» (2005) и «Искусство Древнего Кипра» (2014). За 10 лет было восстановлено и отреставрировано более 750 музейных предметов. В 2015 году совместно с Музеем Боде был начат проект реставрации бронзовых скульптур Донателло, а также произведений других мастеров западноевропейской скульптуры эпохи Возрождения.

Фотовыставка «Дважды спасенные» представляет лишь небольшую часть отреставрированных в мастерских Пушкинского музея предметов из фонда перемещенных культурных ценностей — 30 фотографий уникальных произведений античного и западноевропейского прикладного искусства. Созданный специально для этого проекта раздел на сайте отдела реставрации ГМИИ познакомит вас с историей музейных коллекций, судьбой отдельных памятников и замечательными результатами работы реставраторов, благодаря мастерству которых памятники мирового значения обрели вторую жизнь.

Музей кайзера Фридриха

Государственные музеи Берлина — одно из самых старых и разветвленных музейных объединений в Западной Европе. История берлинских музеев началась с художественного собрания бранденбургских курфюрстов — так называемой кунсткамеры, сформировавшейся в конце XVI века. В течение последующих веков собрание непрерывно пополнялось, что привело к разделению его на несколько музейных коллекций. Сформировавшиеся на основе кунсткамеры, собрания предметов естественной истории и античного искусства превратились в отдельные музеи, а наиболее ценные предметы декоративно-прикладного искусства составили собрание Берлинского замка. Девятнадцатый век ознаменовался открытием множества новых музеев, построенных знаменитым архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем (1781–1841) и его учениками. Для публики открылись: Королевский музей (ныне — Старый музей, 1830), Новый Музей (1855), Национальная галерея (1861), в XX веке получившая наименование «Старая Национальная галерея» после того, как была открыта «Новая». Продолжило эру бурного строительства на Музейном острове возведение Музея кайзера Фридриха.

С самого начала Музей кайзера Фридриха задумывался как музей искусства итальянского Возрождения, ведь в Берлине к этому времени была собрана едва ли не самая значительная за пределами Италии музейная коллекция итальянской скульптуры и живописи. Инициатором и вдохновителем идеи создания музея со своим зданием и коллекцией был Вильгельм фон Боде (1845–1929) — искусствовед и музейный деятель, многие годы ведший беспрецедентную кампанию по приобретению предметов искусства в Италии и за ее пределами. В интерьерах новооткрытого музея нашел отражение вкус Боде как собирателя: живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства выставлялись вместе, что отличало обстановку музея от традиционной. Отдельные залы, такие как Ротонда или Базилика, были попыткой воссоздать архитектуру и внутреннее убранство итальянских церквей. Другие, наполненные множеством мелких предметов, становились своего рода кабинетами редкостей, напоминавшими интерьеры домов частных коллекционеров.

Через несколько лет очередь расширять помещения дошла до берлинского Античного собрания — в 1910 году на близлежащей территории началось строительство Пергамон-музеума. Помимо знаменитого Пергамского алтаря в нем были выставлены коллекции Переднеазиатского музея и Музея исламского искусства. C 1930 по 1939 год рядом располагался Немецкий музей, в котором были представлены шедевры немецкой скульптуры.

Бункер в парке Фридрихсхайн

С началом Второй мировой войны руководство Государственных музеев Берлина озаботилось вопросом сохранения ценностей из музейных коллекций. В 1939 году экспозиции на Музейном острове были закрыты для публики, памятники упакованы и подготовлены к транспортировке.

Большое количество самых разных произведений искусства — античного, западноевропейского, азиатского и иного — было размещено в нескольких хранилищах в Берлине и его пригородах, считавшихся безопасными. Первоначальный план немецкого военного командования не предполагал, что город подвергнется атаке с воздуха, однако уже в августе 1940 года первые бомбардировки Берлина английскими военно-воздушными силами показали, что это не так.

Ответом на воздушную угрозу стало сооружение в трех крупных парках Берлина — в Зоологическом саду, Фридрихсхайне и Гумбольдтхайне — так называемых флактурмов — массивных бетонных сооружений размером около 60×60 м, оснащенных зенитными орудиями. Место размещения (вдали от городских домов) и высота башен были продиктованы необходимостью иметь широкий сектор обстрела. Прозванные проектировщиком Фридрихом Таммсом «стреляющими соборами», зенитные башни имели к тому же немалый идеологический смысл — они должны были символизировать колоссальную военную мощь, вносить успокоение и надежду в души горожан. За их архитектурное оформление отвечало бюро Альберта Шпеера, который лично обсуждал эскизы с Адольфом Гитлером.

Техническое устройство каждой зенитной батареи требовало кроме основной орудийной башни иметь на небольшом расстоянии от нее еще одно укрепленное сооружение, откуда велись наведение и радиолокация. Эти многоэтажные постройки с железобетонными стенами около двух метров толщиной получили название «ляйттурмов» («башни управления»). Их окна и двери имели стальные щиты толщиной 5–10 см с массивными запорными механизмами, а объем здания составлял около 40 тыс. м3. После размещения оборудования и личного состава люфтваффе в башнях управления оставалось еще немало свободного места. Поэтому в двух из них — в Зоологическом саду и в парке Фридрихсхайн — администрации Музеев Берлина была предоставлена возможность укрыть коллекции.

В башне в Фридрихсхайне в нижнем ярусе разместили более 1600 картин из собрания Берлинской картинной галереи, а этажом выше — фонды скульптуры Музея кайзера Фридриха, Античного собрания, Музея декоративно-прикладного искусства, Национальной галереи и собрание азиатского искусства.

Берлин, 1945

Уже в конце 1944 года берлинские укрепленные хранилища, надежно защищавшие произведения искусства в предшествующие годы войны, перестали внушать уверенность немецкому командованию. В обстановке строгой секретности и нехватки транспортных средств с ноября 1944-го по апрель 1945-го несколько грузовых экспедиций эвакуировали более 1200 картин из бункера в Фридрихсхайне в соляную шахту «Кайзерода» в местечке Меркерс приблизительно в 400 км к юго-западу от Берлина. Именно там вместе с другими ценными находками — золотым запасом Рейхсбанка и знаменитым бюстом Нефертити — в апреле 1945 года они были обнаружены силами армии США, имевшей в составе специальное подразделение, созданное для поиска произведений искусства (MFA&A).

Участь оставшейся в Берлине части собраний была иной. С момента взятия города советскими войсками 2 мая 1945 года усилия трофейных бригад, выполнявших во многом схожую с подразделением вооруженных сил США функцию, были сосредоточены на эвакуации произведений из бункера Цоо. В соответствии с соглашением о четырехстороннем разделении Берлина территория Зоологического сада должна была находиться в британском секторе оккупации, и музейные фонды перешли бы союзникам. Все ценности из хранилища, в том числе знаменитый «Клад Приама», в спешном порядке были эвакуированы в сторону советского плацдарма Берлин — Карлсхорст для последующей отправки в СССР. Огромную сложность в транспортировке представляли монументальные рельефы Пергамского алтаря.

К этому моменту в бункере в Фридрихсхайне, формально находившемся под контролем советских войск, уже произошел первый из двух разрушительных пожаров. Сначала загорелось хранилище в нижнем ярусе, где размещались картины большого формата — их эвакуация оказалась невозможна. Более 400 первоклассных произведений искусства, среди которых были семь крупных работ Рубенса и мастерской, прославленные «Святой Матфей» Караваджо и «Царство Пана» Синьорелли, безвозвратно погибли. За первым пожаром, случившимся между 5 и 6 мая, последовал второй, произошедший между 14 и 18 мая и уничтоживший музейное хранилище в верхнем ярусе бункера. Среди множества укрытых там фондов были: античная и средневековая скульптура, византийское, китайское, японское искусство, декоративная керамика, ювелирные изделия, монеты, рамы. Причины и точные обстоятельства как первого, так и второго пожара доподлинно не установлены, хотя есть веские основания считать, что по крайней мере один из них стал результатом поджога.

ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1945–1946

В отличие от картин, находившиеся в бункере в Фридрихсхайне предметы скульптуры, керамики и декоративного искусства не были полностью уничтожены огнем. Уже первый анализ показал, что из-под слоя пепла и мусора, образовавшегося в хранилище в результате пожара, можно спасти часть фондов. Работы, начавшиеся осенью 1945 года под руководством археолога, профессора Московского университета В. Д. Блаватского и продлившиеся до весны 1946-го, представляли собой полноценные археологические раскопки — важнейшей задачей было идентифицировать каждый найденный предмет. Несколько тысяч извлеченных фрагментов были отправлены двумя разными поездами в Москву и Ленинград, что привело к разделению фондов.

Директор ГМИИ им. А. С. Пушкина С. Д. Меркуров, настаивавший на пополнении фондов трофейными коллекциями, несколько переоценил возможности музея, нуждавшегося в помещениях и специалистах. О том, чтобы приступить к полноценной реставрации произведений из берлинских собраний в стенах ГМИИ, где в это же время находились коллекция Дрезденской галереи и несколько других, привезенных из разных регионов Германии, не могло быть и речи — в самом московском музее, пережившем эвакуацию фондов и испытавшем на себе все тяготы военного времени, имелось немало проблем. Тем не менее значительный объем консервационных мероприятий — идентификация, склейка фрагментов, очистка — был проведен в начале 1950-х годов силами небольшого числа реставраторов.

Амбициозным планам Меркурова по созданию музея мирового искусства не суждено было сбыться, а в политике СССР по вопросу трофейного искусства в 1950-е годы наметился иной курс. Отчасти следуя примеру американского правительства, возвратившего музеям Западного Берлина 200 шедевров живописи, которые после войны были вывезены в затяжное турне по городам США, СССР развернул масштабную кампанию по возврату перемещенных ценностей в музеи Восточной Германии и Польши. Возвращение картин Дрезденской галереи, которому предшествовала выставка в Москве, стало самым известным ее эпизодом. В результате передач 1955–1958 годов из вывезенных советскими войсками 2,5 млн предметов порядка 1,5 млн вернулись в ГДР. Перед отправкой в Москве и Ленинграде прошли выставки, которые посетили свыше 1 млн человек. После их завершения экспонаты были доставлены в Берлин, где незадолго до этого старое здание Музея кайзера Фридриха было открыто для публики под новым названием — «Музей Боде». Значительную часть экспозиции в нем заняли скульптуры, извлеченные из бункера в Фридрихсхайне и отреставрированные в Советском Союзе.

Работа с фондом перемещенных ценностей в 2000–2016 годах

Однако не все предметы, извлеченные из бункера в Фридрихсхайне, были переданы ГДР. Немало фрагментированных, потерявших первоначальный вид и нуждающихся в масштабных реставрационных работах памятников осталось на хранении в музеях Москвы и Ленинграда. Можно с уверенностью утверждать, что опасения испортить положительный политический эффект от возвращения вновь обретенных и отреставрированных произведений искусства Восточной Германии передачей предметов, слишком напоминающих инвалидов войны, сыграли в этом решающую роль. Вместе с тем, оставаясь в фондах советских музеев на особом секретном положении и занимая ограниченные ресурсы хранения, эти произведения не могли быть выставлены или как-то использованы. Временным решением проблемы стала передача предметов Архиву художественных произведений при Министерстве культуры СССР, состоявшаяся в 1963 году. Из этого депозитария, разместившегося на территории Троице-Сергиевой лавры в Загорске (ныне — Сергиев Посад), предметы особого фонда начали возвращаться в музей лишь после распада СССР, в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Несколько десятилетий памятники были покрыты завесой секретности: их видели лишь несколько музейных хранителей, приезжавших с инспекциями, для исследователей и посетителей музеев они фактически перестали существовать.

Заняться исследованием и обработкой всего этого материала довелось только следующим поколениям музейных хранителей и реставраторов. Нередко они не имели никакой информации о работе своих предшественников в 1950-е годы. К реставрации фонда античной керамики, представлявшего собой обгорелые и деформированные фрагменты, упакованные в газеты военного времени, специалисты ГМИИ приступили в 2002 году. Итогом работы огромного коллектива реставраторов из нескольких музеев и специализированных мастерских стала выставка «Археология войны. Возвращение из небытия», открывшаяся в апреле 2005 года. На ней были представлены именно те произведения античной керамики, предметы из бронзы и резной кости, которые находились в бункере в Фридрихсайне. Многие повреждения на первый взгляд казались необратимыми, а сложности, с которыми столкнулись реставраторы, требовали разработки особых методик. Выставка показала важность сотрудничества с коллегами из Германии, в тот момент только начинавшегося. В ноябре 2005 года состоялся реставрационный коллоквиум с участием реставраторов из Берлина, работающих над идентичными задачами. К следующему проекту, посвященному искусству Древнего Кипра, реставраторы ГМИИ подошли, уже имея богатый опыт, что позволило представить более 300 отреставрированных экспонатов — расписных ваз, терракот и миниатюрных статуэток от бронзового века до эпохи Римской империи — на выставке в 2014 году.

Исследование и реставрация скульптур Донателло и других мастеров эпохи Ренессанса из фонда перемещенных ценностей

В 2015 году ГМИИ им. А. С. Пушкина приступил к новому проекту, посвященному реставрации скульптур итальянского Возрождения из бывшего берлинского собрания. Проект, с самого начала задуманный как взаимодействие двух музеев, ведется в сотрудничестве с берлинским Музеем Боде.

Сохраняющиеся в запасниках московского музея произведения знаменитых мастеров Ренессанса — Донателло, Андреа дель Вероккьо, Луки делла Роббиа и других — представляют собой чрезвычайно сложный для реставрации материал. Выполненные из мрамора и известняка, скульптуры плохо переносят высокие температуры, теряя под их воздействием структурную прочность. Реставрация многих из них требует уникальных методик и специальных исследований.

С марта 2016 года российские и немецкие реставраторы обмениваются опытом и методиками работы. Участие берлинских специалистов оказывает действенную помощь российским реставраторам еще и потому, что в Берлине сохранились оригинальные формы, снятые со скульптур для выполнения гипсовых слепков. Эти формы дают представление о первоначальном виде памятников и используются для восполнения недостающих деталей. С 2018 года российские специалисты проходят стажировки в Берлине, где работают над памятниками с аналогичными повреждениями.

С российской стороны к проекту присоединились специалисты Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», сотрудничающего с ГМИИ им. А. С. Пушкина в нескольких областях. Длительная реставрация не стала препятствием для возвращения художественно значимых произведений скульптуры в научный оборот. Серия конференций, проведенных московскими и берлинскими хранителями в Берлине (Музей Боде), Флоренции (Институт истории искусств Института Макса Планка) и Тренто (Трентский университет), представила научной общественности промежуточные результаты и анонсировала существование 57 скульптур, считавшихся утраченными после Второй мировой войны. Для публики открылся специальный раздел на сайте www.museumconservation.ru, содержащий фотографии, информацию и реставрационные досье на предметы, включенные в проект. Информация переведена на четыре европейских языка и регулярно обновляется. В январе 2019 года в экспозиции ГМИИ была представлена первая отреставрированная в рамках проекта бронзовая статуя «Иоанн Креститель», считающаяся работой знаменитого флорентийского скульптора Донателло. Завершить ее реставрацию позволило обнаружение в фондах оригинальных фрагментов, считавшихся утраченными. Это одно из ценнейших произведений, доступное теперь посетителям музея со всего мира. Выставка еще 15 отреставрированных бронзовых скульптур запланирована на октябрь 2020 года.