ДВАЖДЫ СПАСЕННЫЕ

Фотография до реставрации Фотография после реставрации

Франческо Лаурана (1430 - 1502) (?)

Портрет неаполитанской принцессы

  • Инв. ЗС-58
  • Мрамор
  • Проведены исследования
  • Реставрация планируется в 2022 г.

Этот бюст молодой женщины был приобретен Вильгельмом фон Боде для музеев Берлина во Флоренции в 1877 году. Сделка по его покупке у старинного флорентийского рода Строцци, устроенная при посредничестве Стефано Бардини, стала настоящим событием. С самого момента своего обнаружения бюст окружали мифы и легенды – в найденном на принадлежавшей Строцци загородной вилле бюсте видели тот самый, описанный у Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях...» портрет Мариетты Строцци работы Дезидерио де Сеттиньяно. Затем, в 1888 году, Боде изменил атрибуцию предмета, сочтя автором работавшего в Неаполе скульптора из Далмации Франческо Лаурану, чьи женские портреты, хранящиеся в Вене, Палермо, Флоренции и Нью-Йорке очень схожи с этим. Пользовавшийся громадной популярностью, берлинский бюст известен во множестве копий и репродукций, производившихся и после того, ка кон был разрушен в 1945 году. Сегодня он разделен надвое между музейными собраниями Москвы и Берлина. По иронии судьбы, его оценки специалистами сегодня также противоречивы. Вышедшее в 2000 году исследование Хриссы Дамианаки поставило под сомнение подлинность этого и нескольких других портретных бюстов, приписываемых Франческо Лауране. Эта точка зрения, нашедшая поддержку у ведущих музейных специалистов (Энтони Рэдклифф, Фолькер Кран), активно отрицалась другими известными историками искусства (Джон Поуп-Хеннесси, Ханно-Вальтер Круфт, Франческо Кальоти) и до сих пор не является общепринятой.

Реставрация

После войны части одного произведения оказались в разных музеях и даже в разных государствах: торс в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, а голова в Боде Музее в Берлине. Коллеги из Берлина предоставили специалистам ГМИИ им. А.С. Пушкина гипсовую отливку головы принцессы. Торс сильно пострадал в пожаре.