RU EN

Проект реставрации египетской
погребальной пелены II века н.э.
из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина

Международный реставрационный проект

2015 — 2016

Древнеегипетская живописная погребальная пелена, датируемая II веком н. э. с изображением женщины и ребенка – один из интереснейших памятников в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Работа над ним продолжалась на протяжении нескольких месяцев – с сентября 2015 года по июнь 2016 года. В изучении и реставрации древнеегипетской пелены принимали участие специально приглашенные специалисты из крупнейших музеев и исследовательскихцентров Москвы, Парижа и Нью-Йорка.

На этой странице вы сможете узнать об истории пелены, процессе ее реставрации и его результатах.

Погребальная пелена происходит из коллекции русского египтолога и востоковеда Владимира Семеновича Голенищева (1856–1947). Профессиональный ученый, он в течение 30 лет собирал восточные древности и в 1909 году продал их Музею изящных искусств. Собрание Голенищева насчитывает около 7 тысяч предметов.

Расписные погребальные пелены изготавливались в Египте в греко-римский период (IV век до н.э. — IV век н.э.). Всего найдено около 100 пелен и их фрагментов. Первые образцы таких памятников датируются первым веком до н.э., однако их массовое производство относится ко II-III векам н.э. Большинство погребальных пелен происходит из древних некрополей Мемфиса (Саккары), Фив и Фаюма.

Реставрации предшествовал комплексный анализ красочного слоя – пигментов и связующих материалов, использовавшихся при изготовлении и поновлении пелены, микроскопические и микробиологические исследования, а также специальная съемка в ИК- и УФ-лучах. Проведенные исследования позволили уточнить технологию создания памятника и состояние его сохранности, а также получить достаточно полную картину того, как время и внешние факторы повлияли на его сохранность.

Как и большинство археологических памятников, пелена с изображением женщины и мальчика неоднократно подвергалась реставрации. В XIX веке она была сдублирована на новый холст, натянутый на подрамник. В результате крайне небрежно проведенной реставрации возникли многочисленные деформации и изломы холста пелены, которые привели к вздутиям и осыпям красочного слоя. Проведенные исследования показали, что для дублирования пелены в XIX веке был применен глютиновый клей, который со временем потерял пластичность, что привело к увеличению жесткости и ломкости нитей пелены. Кроме того, во многих местах клей проступил через красочный слой, что проявилось в виде темных пятен по всей его поверхности.

Отметим, что эта непрофессиональная с точки зрения современных специалистов реставрация позволила пелене сохраниться в удовлетворительном состоянии, несмотря на значительные утраты.

Основной задачей, стоявшей перед реставраторами и учеными, было приостановить разрушение памятника и сделать возможным его дальнейшее экспонирование. В процессе реставрации пелены были применены различные методы и методики, традиционно используемые при работе с археологическим текстилем и произведениями темперной живописи и графики.

Главной сложностью на первом этапе работы реставраторов было отделение оригинального холста пелены от дублировочной ткани XIX века. Наличие большого количества гипса в составе красящих пигментов исключало возможность применения водных растворов. На протяжении нескольких месяцев реставраторы с помощью специально изготовленных тонких шпателей разной длины миллиметр за миллиметром отделяли холст от дублировочной ткани, стараясь не повредить красочный слой.

Перейти к тексту

Партнеры

НИИ и Музей антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Государственный исторический музей

Российский государственный гуманитарный университет

Panasonic Corporation

ООО "Микросистемы"

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря

ООО "Феномен"