Международный реставрационный проект
2015 — 2016О Проекте
Работа над ним продолжалась на протяжении нескольких месяцев – с сентября 2015 года по июнь 2016 года. В изучении и реставрации древнеегипетской пелены принимали участие специально приглашенные специалисты из крупнейших музеев и исследовательскихцентров Москвы, Парижа и Нью-Йорка.
На этой странице вы сможете узнать об истории пелены, процессе ее реставрации и его результатах.
История
Погребальная пелена происходит из коллекции русского египтолога и востоковеда Владимира Семеновича Голенищева (1856–1947). Профессиональный ученый, он в течение 30 лет собирал восточные древности и в 1909 году продал их Музею изящных искусств. Собрание Голенищева насчитывает около 7 тысяч предметов.
Расписные погребальные пелены изготавливались в Египте в греко-римский период (IV век до н.э. — IV век н.э.). Всего найдено около 100 пелен и их фрагментов. Первые образцы таких памятников датируются первым веком до н.э., однако их массовое производство относится ко II-III векам н.э. Большинство погребальных пелен происходит из древних некрополей Мемфиса (Саккары), Фив и Фаюма.
Исследования
Как и большинство археологических памятников, пелена с изображением женщины и мальчика неоднократно подвергалась реставрации. В XIX веке она была сдублирована на новый холст, натянутый на подрамник. В результате крайне небрежно проведенной реставрации возникли многочисленные деформации и изломы холста пелены, которые привели к вздутиям и осыпям красочного слоя. Проведенные исследования показали, что для дублирования пелены в XIX веке был применен глютиновый клей, который со временем потерял пластичность, что привело к увеличению жесткости и ломкости нитей пелены. Кроме того, во многих местах клей проступил через красочный слой, что проявилось в виде темных пятен по всей его поверхности.
Отметим, что эта непрофессиональная с точки зрения современных специалистов реставрация позволила пелене сохраниться в удовлетворительном состоянии, несмотря на значительные утраты.
Реставрация
Главной сложностью на первом этапе работы реставраторов было отделение оригинального холста пелены от дублировочной ткани XIX века. Наличие большого количества гипса в составе красящих пигментов исключало возможность применения водных растворов. На протяжении нескольких месяцев реставраторы с помощью специально изготовленных тонких шпателей разной длины миллиметр за миллиметром отделяли холст от дублировочной ткани, стараясь не повредить красочный слой.
Перейти к текстуПартнеры
Новости