Проект реставрации и реконструкции монументальных
росписей Эребуни VIII-IV веков до н.э.

из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина

2017-2023

История проекта

ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации (ГосНИИР) запустил исследовательский проект по реставрации и реконструкции фрагментов древней монументальной живописи из Эребуни. Эта уникальная коллекция урартских настенных росписей появилась в фондах ГМИИ благодаря совместной археологической экспедиции Института археологии и этнографии Академии наук Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина на холме Арин-Берд в 1952-1973 годах.

Идея проекта по реставрации и реконструкции фрагментов урартской монументальной живописи появилась еще в 2016 году. При реставрационном осмотре было установлено, что фрагменты древних росписей находятся в аварийном состоянии и требуют незамедлительной реставрации. ГМИИ им. А.С. Пушкина обратился в Отдел монументальной живописи ГосНИИР, чтобы привлечь специалистов к исследовательским и реставрационным работам. На просьбу музея откликнулся меценат Владимир Эдуардович Карташян, который изъявил желание пожертвовать деньги на реализацию проектов, посвященных урартской коллекции. 29 мая 2017 года с ним был подписан договор, и уже в июне 2019 года первые девять фрагментов росписей были возвращены из реставрации.

Читать полную версию

История коллекции росписей из Эребуни в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина

Урарту (Ванское царство) – древнее государство Закавказья (IX–VI века до н.э.), занимавшее одну из ведущих позиций среди могущественных держав древнего Ближнего Востока. Расцвет Урарту приходится на правление Аргишти I (786–764 гг. до н.э.), который основывает в 782 году до н.э. крепость Эребуни, служившую важным укрепленным центром у северных границ царства Урарту. Эребуни представляет собой памятник урартской культуры, который стал древнейшим археологическим ядром современной столицы Армении – Еревана.

В ходе археологических раскопок совместной экспедицией Института археологии и этнографии АН Армянской ССР и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на холме Арин-берд (1952-1973 годы) был обнаружен богатый архитектурный комплекс из храмовых и дворцовых сооружений, изначально украшенных настенной живописью. Благодаря этим раскопкам в коллекции отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина появился 31 фрагмент монументальных росписей из Эребуни. Наряду с собраниями Историко-археологического музея-заповедника Эребуни и Национального исторического музея Армении, Пушкинский музей обладает богатейшей коллекцией древней урартской живописи.

Читать полную версию

Исследование коллекции монументальных росписей из Эребуни в собрании ГМИИ

В рамках совместного проекта ГМИИ им. А.С. Пушкина с ГосНИИР по изучению коллекции монументальной живописи из Эребуни в 2017–2018 годах были проведены исследования восьми фрагментов росписей. Результаты этих исследований позволили определить химический состав штукатурной основы, грунта и красочных слоев; виды связующего живописного слоя; укрепляющих составов, использованных при проведении полевой консервации и в предшествующих реставрационных работах, а также степень сохранности живописного слоя фрагментов росписей.

Дополнительно участки стенописи из Эребуни были изучены под инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами в Мастерской технико-технологических исследований ГМИИ им. А.С. Пушкина. Эти исследования позволили выявить контурный рисунок, первоначальной колорит росписей, реставрационные вмешательства, вторичные загрязнения живописного слоя и распознать нижние слои изображения.

Читать полную версию

Методы исследования коллекции росписей монументальных из Эребуни

Лабораторные исследования фрагментов росписей из Эребуни в ГосНИИР включали определение химического состава живописного слоя со штукатурной основой, стратиграфический анализ красочных слоев, уточнение химического состава связующего фрагментов стенописи и использованных при их консервации укрепляющих составов.

Читать полную версию

Исследования фрагментов росписей из эребуни в собрании гмии им. а.с. пушкина

Фрагмент орнаментальной росписи с гирляндой бутонов
Фрагмент росписи с изображением нижней части мужской фигуры
Фрагмент росписи с пасущейся коровой
Фрагмент росписи с головой лошади

Видео о новом проекте реставрации и реконструкции фрагментов монументальной живописи из Эребуни в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, июль 2019 года.

История реконструкции урартской монументальной живописи

Урартская монументальная живопись является значимым художественным явлением в древневосточном изобразительном искусстве I тысячелетия до н.э. Фрагменты настенных росписей эпохи Урарту были найдены в ходе раскопок памятников в Тейшебаини, Эребуни, Алтын-Тепе, Азнавур-Тепе и Аргиштихинили.

Найденные в 1952–1973 годах фрагменты росписей из Эребуни значительно обогатили представления об урартской монументальной живописи VIII века до н.э., поскольку они представляют внушительный и относительно хорошо сохранившейся корпус памятников этого вида искусства. Именно росписи из Эребуни послужили образцом для реконструкции большинства урартских живописных сцен. В последствии реконструкции росписей Эребуни были взяты за основу при воссоздании урартских живописных фрагментов из Алтын-тепе, выполненных в середине 1960-х годов турецкими археологами.

Читать полную версию
Рис. 1. Орнаментальный диск из росписи в Кармир-Блуре

Рис. 1. Орнаментальный диск из росписи в Кармир-Блуре

Рис. 2. Реконструкция настенной живописи из малого зала дворца в Эребуни

Рис. 2. Реконструкция настенной живописи из малого зала дворца в Эребуни

Рис. 3. Схематичная реконструкция сцены охоты из большого зала дворца в Эребуни

Рис. 3. Схематичная реконструкция сцены охоты из большого зала дворца в Эребуни

Над проектом работали

Авторы текстов

  • Ясеновская А.А., кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина

  • Вергазов Р.Р., кандидат искусствоведения, научный сотрудник Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина

Редактура

  • Бабич Д.М., художник-реставратор Отдела реставрации ГМИИ им. А.С. Пушкина

  • Новикова Е.О., ведущий редактор Редакционно-издательского отдела ГМИИ им. А.С. Пушкина

Художники-реставраторы

  • Вересоцкая Г.Э., художник-реставратор 1 категории ГосНИИР

Технико-технологические исследования

  • Питеря Ю.В., Заведующий мастерской технико-технологических исследований ГМИИ

Химико-технологические исследования

  • Беляевская О.Н., старший научный сотрудник Лаборатории химико-технологических исследований ГосНИИР

  • Буренкова Л.В., старший научный сотрудник Лаборатории химико-технологических исследований ГосНИИР

  • Гордюшина В.И., старший научный сотрудник Лаборатории химико-технологических исследований ГосНИИР

  • Малачевская Е.Л., заведующая Лабораторией химико-технологических исследований ГосНИИР

Физико-химические исследования

  • Кадикова И.Ф., старший научный сотрудник Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР

  • Морозова Е.А., младший научный сотрудник Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР

  • Писарева С.А., заведующая Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР

  • Юрьева Т.В., младший научный сотрудник Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР

Работа с изображениями

  • Красавин А.А. и Сурков А.С., видеосъемка

  • Сотрудники компании «Музей Плюс», разработка и дизайн спецпроекта

Благодарности

Отдел Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина выражает особую благодарность за поддержку в реализации проекта:

  • Карташяну Владимиру Эдуардовичу, Меценату Золото ГМИИ им. А.С. Пушкина

Отдел Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина выражает благодарность

  • Тонояну Давиду Самвеловичу, директору Армянского музея Москвы и культуры наций

  • Мхитарян Нуне Гургеновне, переводчику материалов на армянский язык

Архивные материалы

Этот раздел спецпроекта будет обновляться по мере публикации архивных материалов

Новости