Исследование и реставрация
скульптур Донателло и других мастеров эпохи Ренессанса
из Фонда перемещенных ценностей

Cовместно с Фондом Прусского культурного наследия
и Собранием скульптур Государственных музеев Берлина

2015 — 2025

История

ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Фондом Прусского культурного наследия и Собранием скульптур Государственных музеев Берлина запустил проект по изучению и реставрации произведений скульптуры из числа перемещенных культурных ценностей. Эти предметы поступили в Москву в 1946 году и происходят из коллекции музея Кайзера Фридриха в Берлине, правопреемником которого в настоящее время является музей Боде.

Итогом совместной исследовательской и реставрационной работы должна стать выставка произведений знаменитых мастеров Ренессанса, таких как Донателло, Никколо и Джованни Пизано, Мино да Фьезоле, Андреа дель Веррокьо и других. Почти все памятники были повреждены во время взрывов и пожара в многоэтажном бункере парка Фридрихсхайн в последние дни войны.

Большая часть коллекций, вывезенных после войны из Германии, в течение долгого времени находилась в Архиве художественных ценностей Министерства культуры СССР в Загорске. В ГМИИ им. А.С. Пушкина она была перевезена в 2003 году.

Посмотреть полностью

ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Фондом Прусского культурного наследия и Собранием скульптур Государственных музеев Берлина запустил проект по изучению и реставрации произведений скульптуры из числа перемещенных культурных ценностей. Эти предметы поступили в Москву в 1946 году и происходят из коллекции музея Кайзера Фридриха в Берлине, правопреемником которого в настоящее время является музей Боде.

Итогом совместной исследовательской и реставрационной работы должна стать выставка произведений знаменитых мастеров Ренессанса, таких как Донателло, Никколо и Джованни Пизано, Мино да Фьезоле, Андреа дель Веррокьо и других. Почти все памятники были повреждены во время взрывов и пожара в многоэтажном бункере парка Фридрихсхайн в последние дни войны.

Большая часть коллекций, вывезенных после войны из Германии, в течение долгого времени находилась в Архиве художественных ценностей Министерства культуры СССР в Загорске. В ГМИИ им. А.С. Пушкина она была перевезена в 2003 году.

Работа над коллекцией из Фонда перемещенных культурных ценностей велась и до начала этого проекта. Так, в 2005 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась выставка «Археология войны. Возвращение из небытия», для которой было отреставрировано и восстановлено более 600 античных памятников. Находившиеся в катастрофическом состоянии, часто деструктированные, с многочисленными утратами и покрытые окалиной, они были подготовлены к экспонированию ведущими специалистами.

На выставке 2014-2015 гг. "Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» были представлены предметы из Фонда перемещённых культурных ценностей: расписные вазы, скульптура и терракотовые фигуры III тыс. до нашей эры, среди которых ‒ целый комплекс адорантов и редкие изображения богов. В течение 4 лет специалисты мастерских реставрации керамики и каменной скульптуры ГМИИ им. А.С. Пушкина работали над восстановлением более 350 памятников из кипрской коллекции.

Сотрудниками мастерской реставрации предметов прикладного искусства музея были отреставрированы два бронзовых бюста: Франческо дель Неро работы Мацони и Вольтера работы Жана Антуана Гудона, происходящие из коллекции музея Боде.

Ренессансная коллекция, являющаяся предметом российско-немецкого исследовательского проекта, включает в себя произведения скульптуры из разнообразных материалов: металла, керамики, камня, терракоты.

Все они обладают различной степенью повреждениями: памятники из камня имеют значительные утраты, скульптуры находятся во фрагментарном состоянии, нередко одна часть скульптуры находится в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, а другая – в музее Боде в Берлине или в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Так, мраморное панно работы Донателло разбито на множество частей, значительно загрязнено в процессе пожара, а некоторые его фрагменты утрачены.

Предметы из металла имеют значительные слои окалины и деструкцию толщи металла, памятники из керамики – разрушения глины с наслоениями расплавленного стекла и гари.

Столь разнообразные и тяжелые повреждения требуют комплексного подхода и тщательных исследований с привлечением специалистов в различных областях реставрации, в этом и заключается главная сложность проекта.

Исследования

Учитывая тяжелое состояние коллекции, важнейшим этапом работы стало проведение комплексных физико-химических исследований. Основным партнером музея в данном проекте стал Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», объединяющий ведущие ядерно-физические институты России.

Проводимые комплексные исследования по оценке состояния сохранности произведений направлены на разработку новых методик превентивной консервации, а также всестороннюю стратегию оценки рисков всех профилактических и реставрационных мероприятий, разработку новых материалов и составов, инновационных технологий в области консервации и реставрации и соответствующих методов изучения, мониторинга и тестирования.

В ходе таких исследований изучаются и технологии изготовления произведений. Для этого проводятся исследования элементного состава и характеристик материалов, что позволяет сделать выводы о практике работы художественных мастерских, а также провести тематические исследования о деятелях искусства, направлениях, периодах и влияниях.

Реставрация

Программа реставрационных мероприятий для каждого из памятников составляется индивидуально с учетом проведенных комплексных исследований. На первом этапе работ, перед реставраторами стоит задача укрепления наиболее поврежденных участков с последующей расчисткой и удалением поверхностных загрязнений – в данном случае, многочисленных следов пожара. Подвергшиеся воздействию высоких температур многие памятники имеют скрытые дефекты и трещины, что требует особой тщательности и деликатности при проведении их очистки.

Одним из основных вопросов, который предстоит решить реставраторам, будет восстановление утраченных деталей и отдельных элементов. Неоценимую помощь в этой работе могут оказать немецкая коллеги, сохранившие архивные материалы и гипсовые слепки с большинства памятников. Использование современных 3D технологий позволит уменьшить объем реставрационного вмешательства и решить проблему восстановления первоначального состояния максимально деликатно, с учетом исторической и художественной ценности каждого произведения.

Важнейшей задачей для реставраторов будет изготовление специальных конструкций и приспособлений, предназначенных для поддержки и фиксации поврежденных деталей и каждого памятника в целом. Решение этой задачи потребует точных инженерных расчетов и использования современных материалов, отвечающих требованиям музейной практики.

Над проектом работали

Заведующий отделом реставрации и консервации Бородин И.В., художник-реставратор высшей категории

Старший научный сотрудник Отдела искусства Старых мастеров Расторгуев В.А.

Художники-реставраторы

Бабич Д.М., художник-реставратор 3 категории

Воронин Ю.А., художник-реставратор 2 категории

Минина Е.О., художник-реставратор высшей категории

Морозова А. В., художник-реставратор 3 категории

Титова М.А., художник-реставратор высшей категории

Тулубенский М.Г., художник-реставратор 1 категории.

Устинова Ю.Н., художник-реставратор высшей категории

Работа с изображениями

Кудрявицкий А.Ф., эксперт по технико-технологической экспертизе музейных предметов

Прокопчук А.О., художник по 3D

Ткачев И.А., специалист по компьютерной графике

Ратников Ф.Ю., видеосъемка

Благодарности

Отдел реставрации и консервации ГМИИ им. А.С. Пушкина выражает особую благодарность за поддержку в реализации проекта:

  • Дергуновой Ольге Константиновне
  • Инвестиционной компании General Invest

Отдел реставрации и консервации ГМИИ им. А.С. Пушкина выражает благодарность

  • Волонтерам музея Медведевой Е.В., Гадаловой А.А., Краеву О.Л., Касьяновой Ю.О., Сенниковой С.В., Степановой А.В., Котляр А.И., Корецкой Д.С.
  • Волонтеру Трентского университета Луке Торелли