Сюжет

6. Ритуал соединения (брака)

Процесс воскрешения завершается в верхнем ярусе. На смену двоице, мертвой пифагорейской дуаде, приходит жизнеспособная триада. Здесь уже не два эпизода, а три, и центральный, по-прежнему трехфигурный, несет в себе смысл соединения, брака – умершего-юноши и богини-спасительницы. В союз впервые вступают их ритуальные вещи: его фиала-Низ и ее веер-Верх (знак воздуха, жизни, дыхания), а тения и означает связь, соединение двоих. Его венчают кольцевым венком, для него несут виноград – символ Диониса. По сторонам этой группы находятся одиночная мужская фигура и пара с птицей.

Начало фриза: юноша с гирляндой

Открывает фриз обнаженный юноша, стоящий опираясь на палку и повернув голову к центру. Он единственный показан фронтально и словно выключен из действа; над ним, как точка с запятой, висит тения. В руке у него гирлянда, снизанные, составленные вместе элементы которой намекают на восстановленность распавшейся жизни.

Конец фриза: пара с птицей

Завершает рассказ пара – сидящая матрона/умершая и стоящий юноша/спаситель. Вероятно, державший гирлянду, он представлял воскресшее мужское существо. И вот теперь богоподобный герой сам воскрешает женщину: впервые он обращен к ней лицом и несет ей дар «жизнь». Она держит фиалу, над которой на руке юноши сидит птица с раскрытыми крыльями – намек на готовность освободившейся от тела души к уходу в высший мир. Так завершается ритуал восстановления жизни – как разделения-соединения тела с душой. Окончание «текста» вверху отмечено провисшей лавровой ветвью.

Композицию реверса внизу открывает и закрывает фигура женщины, вверху – мужчины: «сын» уравнивается в правах с более могучей, древней «матерью» и даже помещается в иерархически высшем уровне росписи.

Компьютерная реконструкция изображения
Компьютерная реконструкция изображения