Сюжет

2. Наказание Актеона

Далее разворачивается сцена наказания Актеона – беотийского охотника, которого растерзали собственные псы (числом 50), за то, что он невольно подсмотрел купание девственной богини Артемиды в источнике Гаргафия на горе Киферон. Артемида сидит слева, перед Паном. Она в охотничьих сапогах, в коротком хитоне, с двумя копьями в руке; у ног ее лежит горит – футляр для стрел, а над головой висит опрокинутый венок – знак перевернутого мира. Повелительный жест означает: «Покарать немедля!». И гнев богини материализуется: рядом возникает Лисса – «Собачье бешенство». Одетая, как и Артемида, и тоже с копьями в руках, Лисса науськивает собак. Первая, Аркена (у Аполлодора), приняв Актеона за оленя, уже впивается в его бедро, тогда как вторая только вскакивает на пригорок. Актеон, припав на колено над гротом, отбивается, но ему не избежать страшного конца. Справа сидит Афродита (уникальный случай в таких сценах), ее сын Эрот отвлекает мать от разговора с некоей женщиной: «Мама! Смотри – Актеона терзают собаки!». И Афродита, уронив веер, оборачивается. В руках у нее большая фиала – сосуд для ритуальных возлияний, символ Низа, Хаоса как среды, порождающей Космос. А при Актеоне стоит деревце с тремя ветвями символ возрождения. Примечательно, что обе богини – родственницы Актеона; он внук фиванской царицы Гармонии, дочери Ареса и Афродиты; и он же – сын дочери Гармонии, Автонои, от чародея и мага Аристея, сына Аполлона. Аполлон – родной брат Артемиды.

Компьютерная реконструкция изображения
Компьютерная реконструкция изображения