История

Эта амфора работы одного из последних выдающихся вазописцев Эллады мастера Дария (работал в 340-320 до н.э.) была найдена в начале XIX века в одной из богатых гробниц Чельеди Кампо в Апулии, близ Бари в Южной Италии. Она была приобретена австрийским коллекционером бароном Францем фон Колером, у которого в 1828 г. ее купил прусский король Фридрих Вильгельм для Королевского музея в Берлине. В 1945 году эта ваза в числе перемещенных ценностей поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Разбитая на куски, забрызганная смолой, с целым рядом утраченных и деформированных фрагментов, она была восстановлена реставраторами – сначала Ириной Юрьевной Макаровой (2004), затем, в два этапа – Еленой Олеговной Мининой и Ириной Борисовной Сивовой (2011, 2014-2015). Общий вид ее росписи был реконструирован Игорем Ткачевым (2016-2017).

Стройная, элегантная ваза высотой 99 см. повторяет тип панафинейских амфор. Они вручались победоносным атлетам в Афинах на празднике Великие Панафинеи, отмечавшемся в честь покровительницы города богини Афины раз в четыре года. Предназначавшаяся в дар умершему, амфора заключает в себе идею победы над смертью.

У нашей амфоры, как и у большинства греческих ваз, выделены четыре стороны. Основные сюжеты представлены на фасе и реверсе, две боковые стороны – «переходные». Нижний фриз замкнут, а верхний прерывается крупными пальметтными блоками – символическим изображением Мирового древа. Мысль о вечном возрождении мира отражена в верховном образе амфоры: ее венчик украшен плющевым венком Диониса – умирающего и воскресающего бога.

В представлениях древности смерти нет; время движется циклически, и каждый жизненный цикл, заканчиваясь, трансформируется в новый. Ритуал перехода и есть главная мысль этих сцен.